Если Вы автор, переводчик или издательство этих книг, и не хотите, что они были размещены на этом сайте, свяжитесь с нами и книги будут сняты с доступа.
Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря
1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в
семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там
до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на
особый период - распад Британской империи (не так давно мы и
сами пережили нечто подобное, - еще вчера жили в могучем
государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах).
Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его
творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с
наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы
мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.
Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись),
Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После
службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный
Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную
жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других
инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный
мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он
организовал и возглавил группу "Hawkwind" ("Ястребиный
ветер"), в репертуаре которой было много его собственных
песен и композиций. Увлекался Муркок и политикой. В начале
1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года
редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал
"Current Topics". Позже он вообще стал анархистом и даже
опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу "Отход от
свободы: эрозия демократии в современной Британии".
В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз
женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на
журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил
16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа "Хоквинд" и
оставила после себя несколько альбомов, а во время пика
популярности собирала немалую аудиторию поклонников,
звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику
будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего
детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе
довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.
Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно
печатался и сам (его первый журнальчик назывался
"Приключения Тарзана", и возглавил Муркок его в 18 лет).
Именно на страницах этого самопального издания увидела свет
первая серия Муркока в жанре "героической фэнтези", начатая
в майском номере за 1957 г. рассказом "Соджан-меченосец" (в
1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в
сборнике "Соджан"). Однако, главные средства к
существованию давали по-прежнему музыка (он также
подрабатывал редактором в одном издательстве детективной
литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с
Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных
британских журналов фантастики, духовным вождем и
беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта
встреча стала судьбоносной, как для Муркока, так и для самого
Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического
журнала "Новые миры" (New Worlds), основанного еще в 1946 г.
Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы,
возглавляемые тогда Карнеллом, - "SF Adventures" и "Science
Fantasy", и быстро добился определенного успеха у читателей, -
сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет
тома "марсианской" трилогии, созданной в подражание
Э.Р.Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард
П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал "Новые миры" неожиданно
закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но, спустя
несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым
редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном
Муркоком.
После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной
фантастики, "Новые миры" стали рупором целого литературного
движения - т.н. "Новой Волны". Еще в юности Муркок горячо
спорил с другими фанами, утверждая, что современной
фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает
общелитературной грамотности и культуры, а также
"человеческого измерения". Что он имел в виду под этими
понятиями, стало ясно, как только ему представилась
возможность продемонстрировать это на страницах
собственного журнала. Главной основой "Новой Волны" было
резко-агрессивное неприятие "классической" научной
фантастики. Поэтому, писатели-апологеты движения
представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных
модных на тот момент литературных течений. Наиболее
известными представителями движения, кроме самого Муркока,
стали - британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон
Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер
Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл
Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень
разные по манере авторы).
Все годы, пока Муркок редактировал "Новые миры", он не
переставал писать. Но, лишь в середине 1970-х, когда Волна
улеглась, критики и читатели "обнаружили" нового писателя, -
очень плодовитого, разнообразного, последовательного в
проведении каких-то своих навязчивых идей, а также
интеллигентного, ироничного и стилистически "экипированного"
на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к
созданию совершенно беспрецедентной суперсерии,
охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для
этого, правда, пришлось разработать концепцию
Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского
прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют
различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся
друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных
жанрах - тут и "твердая" НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и
альтернативная история, и декаданс, и "космическая опера", и
даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно
мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое
полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое
переписывание автором ранних произведений). [Все это
превращает составление библиографии книг Муркока в адский
труд!]
Муркок создал несколько сериалов довольно специфической
"героической фэнтези". Впрочем, писатель никогда не скрывал,
что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном,
ему были нужны для поддержания "на плаву" своего журнала.
Однако его сериалы получались весьма нестандартные и
многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в
отличие от лишенных сомнений суперменов Берроуза, Говарда и
других основоположников "героической фэнтези", герои
Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые темными
страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими
качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок "супер"
(можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной
"героики").
Перу Муркока также принадлежит критическая работа,
посвященная жанру фэнтези, - "Wizardry and Wild Romance: A
Study of Epic Fantasy" (1987). В настоящее время Муркок живет в
небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от
работы время коллекционируя редкие книжные издания конца
XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом,
музыкой и рисованием. Он является лауреатом "Небьюлы",
Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии
фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.
Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг. По всем вопросам обращайтесь через форму