Если Вы автор, переводчик или издательство этих книг, и не хотите, что они были размещены на этом сайте, свяжитесь с нами и книги будут сняты с доступа.
Видный американский прозаик, один из выдающихся
представителей "Золотого Века" англоязычной НФ. Родился в
Чикаго (штат Иллинойс) 24 декабря 1910 года, окончил
университет Чикаго с дипломами психолога и физиолога; играл
на сцене (как и его родители - актеры "шекспировского"театра;
отец, кроме того, снимался в кино), год провел в теологической
семинарии, но не окончил ее, работал редактором в
научно-популярном журнале и преподавал драму; с 1939 г. -
профессиональный писатель. Первая публикация -
"Драгоценности в лесу" (1939).
Начав писать "героическую фэнтези" (изобретение самого
термина критики приписывают Лейберу) по предложению
университетского товарища, Лейбер с первого опубликованного
рассказа представил читателям своих популярнейших героев -
искателей приключений Фафхрда и Серого Мышелова, жителей
воображаемого города Ланкмара, о которых впоследствии
написал несколько десятков увлекательных ("серьезных" и
юмористических) повестей и рассказов.
Вся "сага" представлена в сборнике "Мечи и чёрная магия"
[Swords and Deviltry, 1970]; "Мечи против смерти" [Swords Against
Death, 1970], "Мечи в тумане" [Swords in the Mist, 1968], "Мечи
против колдовства" [Swords Against Wizardry, 1968], "Мечи и
ледовая магия" [Swords and Ice Magic, 1977], а также роман
"Мечи Ланкмара" [The Swords of Lankhmar, 1968] и сборник
"Валет мечей" [The Knight and Knave of Swords, 1988]; особенно
выделяется короткая повесть "Радушие по-Ланкмарски" [Ill Met
in Lankhmar, 1970], которая получила "Хьюго"-71 и "Небьюла"-70.
История создания цикла изложена в автобиографическом эссе
"Фафхрд и я" [Fafhrd &Me, 1975]. От типичных произведений
"героической фэнтези" сага Лейбера выгодно отличается тонкой
стилизацией, разработкой характеров и "отстраненным"
чувством юмора.
Лейбер быстро завоевал репутацию мастера современной
("урбанистической") "литературы ужасов" и традиционной
фэнтези. Яркие примеры последней - рассказы "Дымный
призрак" (1941), "Девушка с голодными глазами" (1949),
"Человек, который дружил с электричеством" (1962), "Поезд на
Бельзен" (1975); один из лучших рассказов Лейбера -
"Побросаю-ка я кости" (1967) - изящная притча об игре в кости
со Смертью.
Первый роман Лейбера, "Ведьма" [Conjure Wife, 1943],
повествует о современных ведьмах (дважды удачно
экранизирован - "Страшная женщина" и "Гори, ведьма, гори"); а
"Моя любимая колдунья" [Our Lady of Darkness, 1977] продолжает
традицию готического романа. "Тарзан и Долина Золота" [Tarzan
and the Valley of Gold, 1966] - не совсем удачное подражание
Эдгару Берроузу.
НФ творчество Лейбера также принесло автору положение
одного из ведущих авторов жанра. В романе "Мрак, сомкнись!"
[Gather, Darkness!, 1943] описана будущая теократическая
диктатура, которой противостоят ученые, маскирующие свою
науку под магию; герои альтернативной истории - романа
"Трижды судьба" [Destiny Times Three, 1945] - способны
вмешиваться в ее ход, но в результате все существующие
"версии" начинают приходить в противоречие друг с другом. Той
же теме, но решенной в неожиданном стилистическом ключе,
посвящен цикл о "Войне Перемен" - роман "Необъятное время"
[The Big Time, 1958] и рассказы, часть из которых объединена в
сборник "Паук мысли" [The Mind Spider, 1961]; полностью
рассказы цикла составили сборник "Война Перемен" [The
Changewar, 1983].
Загадочная "война во времени"высших космических сил (Змеи и
Пауки) предстает как мастерски поставленный театр абсурда;
действие "пьесы" ограничено комнатой в неком
Убежище-санатории для воинов, расположенном вне известного
пространства-времени; пиротехнический стиль и свободное
владение автором (в прошлом - актером) "драматургией"
выводит его действо далеко за рамки традиционной НФ.
Пацифистские настроения отличают рассказы из сборника
"Ночь волка" [The Night of the Wolfe, 1966].
Талант Лейбера-сатирика продемонстрирован в романах -
"Серебряные яйцеглавы" [The Silver Eggheads, 1958] и "Призрак
бродит по Техасу" [A Specter Is Haunting Texas, 1968]. В первом
мишенью выбрана издательская индустрия , во втором -
"балканизированные" США после третьей мировой войны, а
точнее, Техас, которому удалось захватить власть над всем
Северо-Американским континентом; загнивающий, аморальный
мир далекого будущего сатирически изображен также в раннем
романе "Зеленое тысячелетие" [The Green Millennium, 1953].
Сюжетно насыщенный роман "Странник" [The Wanderer, 1964] -
одно из лучших в НФ произведений о глобальной катастрофе (в
данном случае вызванной неожиданным появлением в
Солнечной системе загадочного инопланетного корабля).
Компьютер становится гроссмейстером в одной из лучших
"шахматных" историй НФ - "64 - клеточный дурдом" (1962) ; в
ироничном рассказе "Бедный супермен" (1951) "ответы"
всемирного Электронного Мозга печатает на пишущей машинке
запыхавшийся человек, спрятанный в потайной комнате.
Подлинный смысл "любви" приходит к героям рассказа
"Корабль отплывает в полночь" (1950) только после контакта с
инопланетянином ; героиня рассказа "Порядочная девушка и
пять её мужей" (1951) живет в полигамном мире и втайне
страдает по моногамии, приравненной к государственным
преступлениям ; а героиня рассказа "Мариана" (1960)
переживает концептуальный переворот, обнаружив, что
окружающий мир - это ловкая иллюзия. В рассказе "Ведро
воздуха" (1951) описаны злоключения семьи последних
выживших на Земле, "выброшенной" со своей орбиты в
результате глобальной катастрофы ; мир после катастрофы -
место действия рассказов "Луна зеленая" (1952) и "Великий
путь" (1957). Выделяются также: "человечный" рассказ
"Пространство-время для прыгуна" (1958), в котором обретший
разум супер-котенок жертвует собой ради человеческого
детеныша; во многом автобиографичен рассказ "Корабль
призраков" (1969), герой которого - полуслепой алкоголик (автор
сам долгие годы лечился от алкоголизма), и "Хватай цеппелин!"
(1975).
Несмотря на множество наград, Лейбер так и не установил для
себя репутацию автора НФ в той мере, в какой он завоевал
фэнтези. Поэтому его НФ произведения порой недооценивают. В
творчестве Лейбера отразились как его увлечения - кошки,
шахматы и театр регулярно появляются в его книгах, так и и
убеждения, - в частности, отвращение писателя к сексуальному
угнетению и лицемерию. Разнообразие его литературных
методов впечатляет. Тексты Лейбера всегда энергичны, и хотя
его литературный стиль иногда кажется вычурным, но точность,
с которой он выбирает слова, спасает его пышный, цветистый
язык от аляповатости - по крайней мере, в фэнтезийных
произведениях. В научной фантастике Лейбер чувствовал себя
менее уверенно и иногда не мог скрыть погоню за
эффектностью. Как он признавался, многие из его НФ-книг
были переделаны из фэнтези когда рынок фэнтези начал
сокращаться. Писатель не пожелал создать легко узнаваемый
шаблон для своей НФ и, быть может, потерял в популярности,
зато остался едва ли не единственным автором НФ и фэнтези
из своего поколения, который продолжал трудиться и создавать
великолепные книги в конце 70-ых годов.
Умер 5 сентября 1992 года.
Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг. По всем вопросам обращайтесь через форму