Если Вы автор, переводчик или издательство этих книг, и не хотите, что они были размещены на этом сайте, свяжитесь с нами и книги будут сняты с доступа.
В военной прозе самое трудное ощутить в себе и сохранить
потом на бумаге баланс красоты воинской героики, воинского
братства, с одной стороны, и ужас, грязь, мерзость войны — с
другой. Вот это сложнейшее балансирование удавалось Виктору
Курочкину замечательно. И только потому удавалось, что он был
солдатом, ибо только солдат способен пройти по проволоке
между военным романтизмом и натурализмом и не покачнуться.
В шестьдесят девятом году Виктор Курочкин перенес инфаркт и
инсульт. У него парализовалась правая рука и отнялась речь,
читать он тоже не мог.
У меня хранится фотография.
Витя Курочкин на верхней ступеньке паперти какого-то собора.
Он в широченных брюках — по моде того времени: конец
пятидесятых годов. В левой руке папироска. Он так и не мог
привыкнуть к сигаретам, курил то, что покрепче: «Север»,
«Беломор», о здоровье не думал.
Витя отвернулся от объектива и смотрит на голубей. Церковные,
балованные, раскормленные голуби расхаживают возле самого
Вити по паперти. Один в полете, изображение смазано и
смахивает на замечательную птичку мира Пикассо.
Идиллическая картинка. Он подарил эту фотографию мне и
написал: «Виктору от Виктора».
Я смотрю на нее и слышу колокола. Я слышу их и тогда, когда не
смотрю на фото, а просто вспоминаю Витю. Они звонят и по
всем нам, кто когда-то начинал вместе с ним торить тернистую
тропку в литературу.
По таланту, по литературному дару его можно сравнить разве
только с Юрием Казаковым, но у Вити талант светлый, а Юра
мрачен, как лик со старообрядческой иконы.
Мы — одно литературное поколение, хотя разнились в годах
рождения и датах первых публикаций.
Когда в 1955-м Валентин Пикуль привел меня в литературное
объединение при Ленинградском отделении издательства
«Советский писатель», Курочкин для меня был живым
Монбланом, потому что уже напечатал «Пастуха» и «Цыгана
Бенко», сотрудничал в газетах, а я еще ни разу не видел своего
имени в печатном исполнении.
С 1955 по 1958 год мы трое тесно сблизились и дружили, и нас
прозвали в литобъединении — Три мушкетера. Кто из нас был
Атосом, кто Портосом и Арамисом, и по сей день не знаю.
Просто держались мы вместе — вот нас и прозвали. На
мушкетеров же, по существу вопроса, мы никак не походили.
Если не считать склонности к выпивке. И еще того, что в
какой-нибудь забегаловке у Пяти углов или в «щели» на
Исаакиевской площади у «Астории» мы, как помню, вовсе не
касались женской темы — такой закономерной в нашем
возрасте. Мы толковали о литературе, вернее, мы
просто-напросто рассказывали друг другу свои будущие
гениальные рассказы, повести и эпопеи.
О прошлом почему-то вспоминали мало — оно, это прошлое, еще
так свежо было, что и не казалось нам, вероятно,
заслуживающим внимания.
В результате сегодня, когда я пишу это, вдруг выяснилось, что я
ровным счетом ничего о биографии Курочкина долитературного
периода не знаю.
Потому здесь будет много цитат из его воинского личного дела,
писательского личного дела и из стенограмм писательских
собраний.
За такой военно-анкетный стиль Виктор меня простит, ибо сам
начинает свою прекрасную повесть, посвященную
«Незабвенному другу Ванюше Кошелкину», скупо и
документально-сурово: «Двадцать четвертого декабря 1943 года
Первый Украинский фронт перешел в наступление. На участке
Радомышль — Брусилов оборону немцев прорывала 3-я
гвардейская танковая армия…»
Автор «На войне как на войне» родился 23 декабря 1925 года в
деревне Кушниково Калининской области Высоковского района.
Места эти связаны с памятью Пушкина. Километрах в трех —
Малинники, где была усадьба Вульфов; километрах в пятнад
цати — Берново:
Хоть малиной не кормите, А в Малинники пустите!
Рос Виктор Александрович Курочкин в семье
крестьянина-середняка. Мать — Татьяна Алексеевна, 1908 года
рождения, из деревни Апалево. Отец — Александр Тимофеевич,
из самого Кушникова. Сестра Юлия — 1927 года. До революции
родители занимались земледелием. После революции до 1930
года — тоже земледельцы. С 1930 по 1941 год жили в Павловске.
(«Мальчишкой был привезен сюда отцом из деревни».) Отец —
управдом, мать — рабочая в Павловском промкомбинате.
В 1941 году Витя закончил девять классов средней шко лы.
После эвакуации — бегства от немцев из Павловска в Ленинград
— работал вместе с отцом на заводе трикотажных машин «Игла»
рабочим-шлифовщиком — с ноября 1941 по апрель 1942 года.
(«Работа была несложная — обтачивал зенитные снаряды».)
Мать и сестра еще до блокады Ленинграда были эвакуированы
в Ярославскую область. «28 января 42 умерли от голода отец и
бабушка, у которой мы жили. Я остался один».
Пожалуй, в блокаду одиночество было страшнее голода, холода,
обстрелов и бомбежек.
Знаю, что отца Витя похоронил. А выжить ему помогли, скорее
всего, какие-нибудь безвестные работяги. В полную одиночку
никак было бы не выжить — так мне представляется.
Через два с половиной месяца после смерти отца — 13 апреля
1942 года — Витя в тяжелом состоянии был эвакуирован через
Ладогу в Ульяновскую область, где жил дядя.
Буквально того же числа через Ладогу переправляли и меня.
Потому я хорошо помню: вода, натаявшая уже, весенняя, между
обочинными сугробами по всей трассе Дороги жизни, грузовики
идут по воде, она такая глубокая, что заплескивает в кузов;
обстрел, дыр во льду после разрыва снарядов не видать;
шоферы ведут машины, не прикрывая дверцы кабин, зато в
кузовах люди закрываются с головой одеялами, тряпками, чем
угодно, — и чтобы теплее было, и чтобы не видеть ничего вокруг —
не так жутко… Но я-то с матерью и братом ехал, а Витя…
К дяде он, очевидно, не попал. Потому что сразу угодил в
больницу, где и очухивался до июня 1942 года.
С 23 июня 1942 года он курсант Ульяновского гвардейского
танкового училища.
1 марта 1943 года «…в связи с появлением нового рода войск —
самоходной артиллерии нашу роту перевели в Саратов, во 2-е
Киевское артиллерийское училище. Учился там всего три
месяца. Учили стрельбе с закрытых позиций. После этого
поехали воевать. На Курской дуге воевал пятнадцать минут.
Потом участвовал в боях за освобождение Левобережной
Украины, форсировал Днепр в районе Канева, участвовал в боях
за Киев. Шел до тех пор, пока не был ранен…» Это из
стенограммы его выступления при обряде принятия в Союз
писателей. Уже направляясь к своему месту в зале, он вдруг
вспомнил: «Да! Существенный момент! — я умудрился окончить
Литературный институт заочно в пятьдесят девятом году!»
Он форсировал не только Днепр, но и Вислу. Он освобождал не
только Киев, но и Львов, и всю Польшу, и — существенный
момент! — чуть было не умудрился форсировать Одер.
Итак, 20 июня 1943 года лейтенант Курочкин назначается
командиром самоходной артиллерийской установки «СУ-85»
(калибр орудия 85 мм) в 1893-й самоходный артполк 3-й
танковой армии 1-го Украинского фронта.
Ему восемнадцать с половиной.
Уже через четыре месяца он получает орден Красной Звезды:
«Награжден за боевые отличия Командующим 6 гвардейского
танкового корпуса, приказ № 078/0 от 23.11.43 г.». Затем
следует орден Отечественной войны II степени. С 5 августа 1944
года он воюет в составе 1-го Гвардейского артиллерийского
полка 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта. Орден
Отечественной войны I степени догоняет его уже в госпитале,
так как 31 января 1945 года при форсировании Одера гвардии
лейтенант Курочкин получает ранение: «тяжелое, осколочное,
сквозное, верхней трети правого бедра». Пять месяцев — до 10
июня 1945 года — он зализывает эту дырку в эвакогоспитале,
город Ченстохов, Польша. Там же в госпитале он получает
медали «За победу над Германией», «За освобождение Праги»,
«За взятие Берлина» (Указы Президиума Верховного Совета
СССР от 9 мая и 9 июня 1945 года).
Наличие этих медалей позволяло Вите по застольному делу
иногда с массой художественных подробностей рассказывать,
как мы освобождали Прагу или брали Берлин. Но вообще-то я
слышал от Вити про войну чрезвычайно редко. И по-настоящему
понял, как он воевал, лишь из его повести «На войне как на
войне» и из личного дела в военкомате.
О чем он любил рассказывать, так это о самовольных отлучках
из госпиталя, когда раненые воины шатались по освобожденной
Европе. Так, например, он утверждал, что несколько раз
навестил из Ченстохова веселую Вену, благо расстояния в этой
Европе мизерные по сравнению с теми пространствами,
которые оставались у этих недисциплинированных раненых за
их продырявленными спинами и бедрами.
После госпиталя с июня по сентябрь 1945 года Курочкин
продолжает служить на прежних ролях, а затем получает
назначение в Высшую офицерскую школу самоходной
артиллерии в Ораниенбаум.
Вот аттестация, с которой он покидает боевые части: «На
командира танка 424 Отдельного гвардейского танкового
Пражского орденов Богдана Хмельницкого, Александра
Невского и Красной Звезды батальона 24 стрелкового корпуса
гвардии лейтенанта Виктора Александровича Курочкина.
Во время боевых операций товарищ Курочкин, будучи
командиром СУ, показал себя общеразвитым офицером. В
боевой обстановке может быстро принять правильное решение.
Тактически грамотный, умеет организовать бойцов на
выполнение поставленной боевой задачи. Свои знания и боевой
опыт передать подчиненным может. Среди личного состава
пользуется заслуженным деловым авторитетом. Должности
соответствует, но требует повышения своих знаний. Командир 1
танковой роты капитан Кропотов. 22.09.45 г. Одесский В. О.».
Четвертого сентября 1946 года Курочкин заканчивает Высшую
офицерскую школу. И: «Окончив эту школу, я решил уйти из
армии. Никто не возражал».
Почему «никто не возражал», делается ясным из дальнейшего,
когда судьба опять сведет с армией. К этому моменту он уже
автор первого, напечатанного в «Ленинградской правде»
рассказа под названием «Пастух».
Вот аттестация, с которой он покидает воинские сборы в 1953
году:
«…Командный язык не развит… Cлужбой тяготится… В строевом
отношении подготовлен плохо… Целесообразно послать на
повторные сборы… Командир роты майор Казюка».
Конечно, я понимаю, что публикация таких биографических
данных несколько непедагогична, но из песни слова не
выкинешь. Аттестация корнета и поручика Лермонтова звучит и
покрепче, а кто нынче ему за это сунет лыко в строку?
Помните: «Царю небесный!.. От маршировки меня избавь, в
парадировки меня не ставь… Еще моленье прошу принять — в то
воскресенье дай разрешенье мне опоздать». Между прочим, на
гауптвахте Лермонтов написал несколько гениальных
стихотворений. Так уж странно-безобразно устроены
художественные натуры, что в мирное время строгая лямка им
чересчур сильно режет плечи…
Так чем же занимался гвардии лейтенант запаса Курочкин в
послевоенные годы, где он так изменился?
«Демобилизовавшись, я вернулся в город Павловск. Первое
время работал где придется, так как вообще ничего не умел
делать. Одновременно учился в десятом классе вечерней
средней школы. Пока не созрел, то есть пока не получил
“аттестат зрелости”, работал воспитателем на фабрике
“Скороход”, бухгалтером в кинотеатре города Павловска,
библиотекарем, копал землю и сажал деревья в Павловском
парке».
Большие уже выросли его деревья. А ведь немцы и война свели
парк под корень.
Гуляя здесь под сенью прекрасных крон в воскресный день,
вспомните строптивого и нерадивого подчиненного майора
Казюки, поэта в прозе — Виктора Александровича Курочкина.
С 1947 по 1949 год он учится в Юридической школе в Ленинграде
и заканчивает ее с дипломом юриста. Затем работает судьей в
нарсуде поселка Уторгош Новгородской области, где в силу
своего высокого общественного ранга еще и выбирается
депутатом Уторгошского райсовета.
Устав судить людей или поняв, что это совершенно не его дело,
он в 1952 году возвращается в Павловск и делается
литсотрудником газеты «Большевистская правда» — потянуло к
бумаге!.. С января 1953-го по февраль 1955-го он вырастает до
заведующего отделом промышленности и сельского хозяйства
газеты «Вперед» в городе Пушкин…
А когда мы познакомились, он уже оставил и юриспруденцию, и
промышленность, и сельское хозяйство в покое и работал
внештатным корреспондентом ленинградской «Смены» и
«Ленинградской правды».
Судя по документам, народный судья Курочкин большого
положительного вклада в развитие законности не внес.
Потом, в повести-дневнике, он вдоволь поиздевается сам над
собой в этой роли.
Так, например, при встрече с избирателями единственный голос
против избрания на почетный пост будет его собственный.
…При разборе первого дела в деревне Узор, где он живет, — об
уведенной охотничьей собаке — его поражает наивность и истца,
и ответчика, и свидетелей. Вся эта нелепица описана со всеми
подробностями. По сути, охотничья собака не нужна никому из
тяжущихся. И чтобы избавиться от одного из них, сутяги,
молодой судья забирает собаку себе на хранение, скармливает
ей свой ужин. Но наутро собака сбежала, и отвечать теперь
судье. Он доверчиво слушает поучительные наставления
председателя райисполкома. Но разобраться в логике
поведения тяжущихся ему не по плечу…
Отношение к правде и лжи народа весьма, я бы сказал,
уклончивое. Посмотрите сборники пословиц или поговорок.
Сколько там о невозможности правды, о ее даже вредности! А о
необходимости лжи и ее полезности — столько же. Да и
словечки — прилагательные к правде — весьма даже жуткие:
подлинiая правда — так это от длинной палки и кнута,
подноготная правда — от гвоздей под ногтями…
Он тяготился всем на этом свете, включая «самоустройство»,
быт, официальные ранги и любую карьеру. Он тяготился всем,
кроме одного — творчества, художественного творчества в
слове.
Он был скромен. Начав печатать отличные рассказы с 1952
года, в анкете он пишет: «Литературным трудом занимаюсь с 56
года». И — тоже довольно существенный момент — при
окончании заочно Литинститута диплом он умудряется получить
с отличием.
Сейчас модно делить литераторов на группы и подгруппы — уже,
пожалуй, нового Линнея надо заводить, чтобы во всех этих
подразделениях разбираться: Виктор Курочкин никуда не
вписывается — ни в «деревенщиков», хотя сам от земли и писал
про деревню много; ни в «интеллектуалы» не лезет, хотя
«Урода» написал; ни в военно-патриотическую категорию, хотя
«На войне как на войне» — военная классика…
Уже давно гремели фанфары писателей-фронтовиков, уже
массу премий за настоящие, истинные литературные удачи
получили писатели-фронтовики, а гвардии лейтенант Виктор
Курочкин писал то «Наденьку из Апалева», то «Заколоченный
дом». К чужой славе он относился безо всяких эмоций, потому
что, между прочим, при всей скромности знал себе цену —
отлично знал себе цену! — и потому никуда никогда не торопился.
И зря, конечно.
Поколение воевавших уходит. Это очень серьезное
обстоятельство. Это последнее поколение, которое могло
считать себя выполнившим долг перед Историей. И это так, хотя
после войны иные из воевавших продемонстрировали
выдающуюся робость.
«Умный говорит: “Это ложь, но так как народ жить без этой лжи
не может, так как она исторически освящена, то искоренять
сразу ее опасно, пусть она существует пока, лишь с некоторыми
поправками”. А гений: “Это ложь, стало быть, это не должно
существовать».
Сказал это гений — Чехов.
Курочкин не гений, но завету Чехова следовал с настойчивостью
самоходки, которой когда-то командовал.
Поэт Сергей Орлов — горевший в танке, тот самый, что навсегда
впечатал в память поколений «Его зарыли в шар земной», —
сказал про «На войне как на войне»:
«Римляне считали, что матерью прозы была память. И в данном
случае поражает именно памятливость той войны, которая уже
давно за горами, но атмосфера, все детали, сам воздух, быт
этой войны написаны удивительно точно, с той творческой
памятью, без которой не бывает художника…» И дальше: «…Саня
Малешкин — обыкновенный солдат. Но как удивительно написан
этот образ! В чем-то даже соприкасается с Петей Ростовым.
Простите за такую далекую аналогию, но это мое ощущение, и
это ощущение родилось не извне, а при чтении этой книги».
Одно время критики подразделяли литераторов еще и на
поколения: революционное, послереволюционное, военное и —
послевоенное.
Но и здесь Витя никуда не вписывался и никуда не лез!
Из военного он или из послевоенного?
Никогда Курочкин фронтовое прошлое не брал главной и
единственной темой творчества, никогда не давил нас —
невоевавших; был таким, как будто и не было у нас с ним
качественной разницы.
И начальство соответственно к нему относилось —
неопределенно оно к нему относилось.
В результате в Союз писателей он умудрился вступить
последним из нас — в шестьдесят пятом году!
Из рекомендации Федора Абрамова: «…его первые рассказы и
повести были о деревне, о повседневных радостях и горестях
рядовых людей. Они некрикливы, неброски, эти его первые
вещи, не отличаются пышностью своего оперения и
новомодными придумками. Но всякий непредвзятый читатель,
прочитав уже его первую книгу “Заколоченный дом”, скажет: да,
в литературу нашу пришел новый талантливый писатель,
писатель со свежим и точным словом, с крепким знанием
народной жизни и настоящей, неподдельной совестью…
…И тем обиднее и непонятнее, что автор всех этих произведений
— несомненно один из лучших прозаиков Ленинграда, все не
член Союза. Давно, давно пора устранить эту
несправедливость!»
Только не подумайте, что Курочкин был этаким размягчен ным,
неспособным защищаться и наступать поэтическим слюнтяем.
Он навсегда остался бойцом.
Он — в том-то и дело — не знал компромиссов и не знал пощады,
если надо было разнести в пух и перья неудачное произведение
какого бы то ни было из коллег, будь это хоть самый
закадычный друг. И я тоже не раз получал от него оплеухи и
затрещины, главным образом за безвкусицу и литературщину, —
чутье и художественный вкус у него были абсолютными.
Он был небольшого роста. И производил впечатление щуплого
человека. Однако если бы вы увидели его обнаженным до пояса,
то с удивлением обнаружили бы отлично сложенный, даже
мощный торс с широкими и крепкими плечами. А маленький
Витин кулачок был крепким кулаком и бил именно туда, куда
надо, с очень наглядным результатом.
Когда Витя был в ударе, он великолепно и неутомимо плясал на
вечеринках, заражая плясовой горячкой даже самых
хладнокровных. А когда он еще выдавал частушки, которых знал
неисчислимое количество, то делал это с таким лукавством,
огнем, подначкой и художественностью, что самые
рафинированные, не любящие подобный фольклор городские
интеллигенты вынуждены были признавать в частушках наличие
искусства.
В обыденной жизни к своему внешнему виду он относился
довольно-таки небрежно. Но, приезжая, например, на сессии в
Литинститут, менял рубашки каждый день.
Больше всего он, однако, любил носить маску этакого
простачка, этакого ваньки: «Куда уж нам, тверским, до вас…»
А однажды прочитал всего «Онегина» наизусть. Это было у меня
дома.
И я очень хорошо помню, как он снял пиджак, поставил перед
собой стул, вцепился в его спинку и, то смеясь сам, то бледнея
от волнения, то вытирая глаза, читал нам Пушкина и читал, а мы
боялись шевельнуться.
Он часто плакал — и в кино, и над книгами, и над своими
рукописями. И не в сентиментальных местах, хотя сантименты
тоже на него действовали. Он плакал от красоты, которую
чувствовал чрезвычайно нежно и тонко. Чувствовал и понимал
ее там, где вы даже не заметили бы тени ее.
Хемингуэй где-то говорит, что писатель, кроме массы всяких
разных данных и качеств, должен еще прожить обязательно
длинную жизнь, чтобы иметь возможность сравнивать концы с
началами и чтобы успеть написать много. Он, конечно, прав. Но
что было бы с русской литературой, если бы длительность
писательской жизни была столь важным фактором
писательской судьбы?
Для русского писателя все-таки, пожалуй, самое главное,
кроме, ясное дело, таланта, любовь к родине, людям и самое
литературе — любовь к слову, к глаголу, который должен жечь
сердца. Если это есть, так и короткой жизни у нас писателю
хватает, чтобы остаться надолго.
Не помню точно год. Помню только, что Витя жил тогда в одном
очень коммунальном доме в очень коммунальной квартире в
маленькой комнатке, которая принадлежала какой-то далекой
родственнице Д. И. Менделеева.
Обстановка в комнатке была убогая — шкаф-развалюха,
диван-развалюха, стол и на столе огромный мраморный бюст
великого нашего химика и автора Таблицы элементов. Этот
бюст был единственным, что осталось у хозяйки из наследства
предка.
Нельзя сказать, что в этот момент у Вити не было денег.
Наоборот, они были: кажется, Равенских поставил его пьесу под
ужасающим названием «Сердце девичье затуманилось» в
Московском областном театре. Но на квартирную обстановку
Вите совершенно наплевать было — лишь бы работалось!
И вот я как-то завалился к нему в гости. И увидел такую сцену. В
тусклом свете грязной подпотолковой лампочки без всяких
абажуров сидел за столом под огромным бюстом химика
маленький Витя, чиркал на бумаге своим ужасным куриным
почерком и горько плакал, но, как потом выяснилось, светлыми
и радостными слезами.
На огромном мраморном темени Д. И. Менделеева —
высоко-высоко над Витиной головкой — стоял стакан с водой, а
в этом стакане, и в этой воде лежали и ярко алели вставные
Витины челюсти.
Здесь надо сказать, что зубы ему выбило еще на фронте, но он
относился к их отсутствию наплевательски и только под очень
сильным нажимом всего нашего эстетически-утонченного
окружения, наконец, прошел сквозь муки протезирования и
челюсти приобрел, но мешали они его вдохновению ужасно. И в
часы творчества он от них обязательно отделялся.
Шамкая, Витя сообщил мне, что он нашел, нащупал, схватил,
ощутил, записал первую фразу новой повести.
Повесть эта рождалась в Вите уже давно, и мы даже, грешным
делом, думали, что она так никогда и не родится, ибо уже знали
из собственного опыта, что долгие писательские роды (с
оповещением о них окружающих) ведут чаще всего к
нормальному выкидышу.
— Ну, валяй ее, твою первую фразу, — сказал я, перебирая на его
столе массу покрытых закорючками, брошенных, скомканных
листков какого-то четвертого машинописного экземпляра его
какой-то старой рукописи, — новое он чаще всего писал на
обороте старого, то ли бумагу жалел, то ли такое суеверие себе
завел.
Он вставил челюсти, утер слезы, отошел к окну, весь
торжественно затуманился и прочитал: «Братья Бузыкины шли
по Невскому».
И все.
Но ведь какое чудо это словесное искусство! Ведь в этих пяти
словах уже есть и какие-то братья Бузыкины! И ты их,
таких-сяких, прямо и видишь уже! И видишь, как они идут! И
видишь, что эти братья Бузыкины идут именно по Невскому —
где-нибудь возле бывшей Думы! И уже есть именно вся
интонация будущей повести — этакая гоголевско-щедринская
интонация, но только по-курочкински добрая, мягко-добрая в
глубинах…
И мы с ним — теперь уже оба — прослезились.
Ибо первая фраза воистину родилась. И конечно, мы так
возбудились, что сразу пошли за бутылкой чего-нибудь
прохладительного. И с нами вместе уже шли братья Бузыкины…
Самый прекрасный рассказ Курочкина — «Урод».
Это о бездарном актере, имеющем прекрасную киновнешность.
И о безобразно уродливом псе.
И как пес Урод вознес хозяина Отелкова на звездную волну
успеха. Актеру достается главная роль профессора в фильме о
космонавтах «Земные боги» потому, что режиссеру нужен его
пес Урод.
Урод и есть главный герой рассказа.
Ему присущ философский склад ума. Он по-своему ощущает
временность своего успеха, предчувствует горестные перемены.
Должность артиста ему скоро наскучила. Хвала и честь
опротивели. Он разочарован, впал в пессимизм. Он
разговаривает с самим собой, как человек. Любопытны и его
беседы с соседской собакой Катоном: о еде, о хозяевах и их
взаимоотношениях. В этих разговорах — а животные у Курочкина
всегда беседуют, как люди, — все символично: и страх перед
будущим, и превратности жизни бездарного человека.
С годами жизнь разводила нас дальше друг от друга — такое
часто бывает у тех, кто начинал в литературе вместе. И сейчас,
когда я вытащил подаренные им мне когда-то книги, то с
бессильной горечью прочитал на «Козырихе»: «Витька!.. А какие
мы были с тобой друзья!.. Я всегда с болью вспоминаю прежние
отношения. Хорошие они были, истинные и наивные и даже
глупые…»
Последний раз он пришел ко мне неожиданно. Я заскочил домой
всего на несколько часов с парохода — между рейсами. Я
торопился, но не мог показать ему этого, чтобы не обидеть.
Рассказывал ему о далеких странах — он отлично понимал все,
что ему говорили. А в заграничные командировки его никогда не
отправляли, и в анкете в графе «Был ли за границей?» у него
написано только: «В рядах Советской Армии, во время войны».
И ему интересно было слушать про далекие страны.
Потом он показал мне, чтобы я замолчал, заткнулся. Походил по
комнате, остановился возле книжного стеллажа и вытащил
томик Пушкина.
У меня есть Пушкин издания Суворина 1887 года — в маленьких
красных томиках. Вите это издание всегда особенно нравилось.
И вот он взял томик, раскрыл его, долго вглядывался в мелкий
шрифт, потом захлопнул, всхлипнул и швырнул в угол, показывая
жестами и мычанием, что все бы ничего, все было бы ерунда и
чепуха, кабы у него оставалась возможность читать, читать
Пушкина. Ведь с Пушкиным его жизнь пересекалась часто. Ведь
он родился в местах, связанных с памятью о поэте, он сажал
деревья в Павловске, он работал в газете в Пушкине, он знал
«Онегина» наизусть…
Все в эту последнюю встречу так невыносимо тягостно было,
так необратимо, неотвратимо, так глухо звонил колокол по нам
по всем, что мне только одного хотелось — бежать, бежать,
бежать…
Федор Абрамов 21.11.1976 года записал в дневник:
«Виктор Курочкин отмучился. Его поразил неизлечимый недуг в
сорок лет. Да, последние восемь лет — это годы муки. Он был
обречен на молчание. Все понимать, все знать и ничего не мочь.
Это ли не страшно?
И что еще: болезнь застала его в пору расцвета. Одна из самых
ярких звезд на литературном небе послевоенном. И вот только
что разработался, набрал силы и — катастрофа.
Но Виктор Курочкин не зря прожил жизнь.
Блистательная повесть. Он принес непосредственность,
жизнерадостность… Целое поколение, которое мальчишками
вступало в войну. Посмотрите на его портрет. А герои его “На
войне как на войне”?
Он был с чудинкой, выражаясь шолоховским языком. И не это
ли делало его поэтом.
В последние дни видел: с собакой. Поводырь. Но он и этого
поводыря лишился. Собака умерла…»
Абрамов не пишет всей правды. Виктора Александровича
Курочкина дико избили в милиции. Пьяненького. Инсульт. Это
был 1968 год.
Когда он умер и его хоронили, меня не было в Ленинграде.
И потому я прощаюсь с ним сейчас.
Вечный тебе покой, Витя. А избавлять тебя от мук я ни у Бога, ни
у черта просить не буду. Никаких мук ты не заслужил, ибо жил
ради святой родины, проливал кровь на далеком Одере ради
родины, любил родную литературу и родную красоту выше всего
на свете и никогда ни за что не просил вознаграждения.
Виктор Конецкий
1977
Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг. По всем вопросам обращайтесь через форму