Если Вы автор, переводчик или издательство этих книг, и не хотите, что они были размещены на этом сайте, свяжитесь с нами и книги будут сняты с доступа.
Видная американская писательница и критик, ведущий автор НФ
США 1960-80-х гг. (писала также поэзию, реалистическую прозу и
произведения для детей). Род. в Беркли (штат Калифорния), дочь
известного ученого-антрополога Альфреда Кробера и
писательницы Теодоры Кробер; окончила колледж Рэдклифф в
Кембридже (штат Массачусетс) и Колумбийский университет в
Нью-Йорке с дипломом филолога, преподавала французскую
литературу и язык в Университете Мерсер (в Мэконе, штат
Джорджия) и Университете штат Айдахо в Москве (штат Айдахо);
вела творческие курсы по НФ в университетах США, Австралии,
Англии. Первая публикация - "Апрель в Париже" (1962; рус. 1979;
1980).
Лауреат ряда высших премий в области детской литературы;
почетный доктор литературы многих университетов США. Живет
в Портленде (шт. Орегон).
Звезда Ле Гуин, одна из самых ярких и самобытных на
небосклоне американской "мягкой" (гуманитарной) НФ, взошла
в середине 1960-х годов, сразу после публикации первых
произведений писательницы. Ее ранние работы были тесно
связаны с "Хайнским" циклом (Хайн - гипотетическая
сверхцивилизация, "прародительница" разумной жизни в
Галактике ), образуя органическую и богатую оригинальными
деталями и находками историю будущего.
В отличие от П.Андерсона , Л.Нивена , Р.Хайнлайна и др.
представителей право-технократического крыла американской
НФ Ле Гуин строит свою Галактическую федерацию - Лигу
Миров, или Экумену (Ойкумену), на принципах гуманизма (что
облегчено генетическим родством разумных рас в Галактике) и
на особой, тщательно разработанной этике контакта,
исключающей насильственное вмешательство (Лига не правит, а
только координирует развитие всех цивилизаций, представляя собой
своеобразную "галактическую школу") и серьезно
ограничивающей "прогрессорскую" деятельность, сводя ее первоначально к индивидуальному
контакту личностей, психологий, философий, культур. Экумена, чья история,
описанная в 5 романах, 2 повестях и нескольких рассказах,
простирается на 2500 лет, начиная с 23-24 веков, является
беспрецедентной в американской НФ попыткой построить
будущий "вселенский порядок" на принципах скорее
гуманитарных, нежели торговых, технологических или
политических. Произведения Хайнского цикла поражают
богатством представленных в них культур (что неудивительно для автора, выросшего в семье
антропологов и этнографов); также беспрецедентна в подобной литературе
психологическая глубина характеров - землян и инопланетян.
Один из ранних рассказов Ле Гуин, "Ожерелье Семли" (1964 -
"Даури из Ангьяра"; рус. 1980 - "Ожерелье"), стал
главой-прологом к первому (по времени выхода) роману
Хайнского цикла - "Мир Роканнона" [Rocannon's
World] (1966; исправлен 1977; рус. 1988; 1991; др. - "Планета
Роканнона"); герой - ученый-этнограф, посвятивший себя
изучению примитивных культур далекой планеты и отдавший жизнь, спасая планету, "в
обмен" на дар телепатии, которым обладали аборигены.
Следующей в порядке внутренней хронологии идет повесть
"Шире империй и медленнее" (1971; "Хьюго"-73; рус. 1993 - "Быстрее и
медленнее империй"), в которой контакт с разумной растительной жизнью устанавливается благодаря иному особому дару - эмпатии. Действие романа "Планета изгнания" [Planet of
Exile] (1966; рус. 1980) развертывается спустя тысячелетие на
планете, где земная колония вынуждена, в союзе с мирными
аборигенами, вести борьбу за существование, сталкиваясь с агрессивными ордами другой
местной расы. Один из колонистов (или их потомков) становится героем
третьего романа - "Город иллюзий" [City of Illusion] (1967;
рус.1992): прибыв на Землю, оккупированную инопланетянами
("телепато-лжецами", принявшими облик землян), он с помощью природного умения распознавать
"мысле-ложь" становится провозвестником скорого освобождения от
захватчиков. Во всех трех книгах намечены основные принципы оригинальной
философии Ле Гуин - уникальное сочетание восточного
даосизма, диалектики, структурной лингвистики, юнговских
архетипов и западного либерализма, - органично
вплетенной в литературный контекст и, подобно фрагментам
голограммы, отражающейся в каждом отдельном элементе
повествования.
Завершением своеобразной тетралогии - и, по мнению многих
критиков, венцом творчества Ле Гуин в целом - стал один из
лучших романов американской НФ последних десятилетий - "Левая рука Тьмы"
[The Left Hand of Darkness] (1969; "Хьюго"-70; "Небьюла"-69;
рус.1991). Герой Генли Аи - Посланник Экумены на заснеженной
планете Гетен, или Зиме, служащей метафорой застывшего в историческом круговороте мира, не
знающего слово "прогресс".
Причина подобного "застоя" - из-за особых условий эволюции на
планете сформировались андрогины (сексуально нейтральных большую
часть жизни, но в особые периоды становящихся по прихоти
случая "мужскими" или "женскими" особями); в цивилизации
андрогинов, изначально лишенных внутренних половых
поляризаций, отсутствуют механистические противопоставления:
"света тьме", "прошлого будущему", "добра злу" и т.п., что
приводит к своеобразной истории, культуре, лингвистике,
религии и мифологии обитателей планеты. Генли Аи пытается
нащупать ниточку взаимопонимания (по неписаным этическим
правилам Лиги - сначала обязательно индивидуального) и
находит - преодолевая предрассудки, предубежденность, непонимание и культурные барьеры (все это олицетворено в художественном образе ледника,
преодолеваемом героями в их мифологическом
путешествии-кольце), - друга, соратника и возлюбленного (или
возлюбленную, что на планете Гетен все равно), местного
сановника Эстравена, первым на планете понявшего
гибельность самоизоляции от Экумены и ценой собственной жизни помогающего Посланнику в
выполнении его миссии. Обычные для произв. Ле Гуин богатство
и фантазия в изображении инопланетных культур в данном
случае сведены к более "узнаваемым" (по земной истории)
феодальному загнивающему государству Кархайд,
управляемому безумным монархом, и бурно развивающемуся
тоталитарно-корпоративному Оргорейну, составляющим, как
всегда у Ле Гуин, очередную пару оппозиций, взаимно продолжающих друг друга. К
роману сюжетно примыкает поэтичный рассказ "Король с
планеты Зима" (1969; рус.1992; 1992).
Четыре романа вместе с повестью "Слово для "леса" и "мира" -
одно" (1972; рус. 1980), также вписанной в рамки Хайнского цикла
(однако читающейся и как намек на вьетнамскую войну),
опубликованные под одной обложкой в книге "Пять полных
романов" [Five Complete Novels] (1985). Следующим крупным
произведением цикла и новой вершиной творчествава
писательницы стал сложный и многоплановый роман
"Обездоленные" [The Dispossessed] (1974; "Хьюго"-75;
"Небьюла"-74; рус. 1994), имеющий подзаголовок "двуликая
утопия" и ставший классикой современной утопической
литературы. (В рамках внутренней хронологии цикла он занимает
место романа-пролога). Действие происходит на двух
планетах-антагонистах - "капиталистическом" Уррасе и его
спутнике Анарресе, некогда заселенном коммуной анархистов с
Урраса, сохраняющих взаимный нейтралитет (выраженный
взаимной же полной изоляцией) по отношению друг к другу.
Герой - гениальный анаресский физик Шевек, изобретатель
"ансибла" (средства мгновенной "надпространственной" связи,
обеспечившего материальные предпосылки к созданию Лиги
Миров) - совершает первое за долгий исторический период
путешествие на Уррас, и в сопоставлении двух миров и двух
оппозиционных (и, как всегда у Ле Гуин, взаимно дополняющих
друг друга) политических систем понимает достоинства и
недостатки каждой. Тонко организованная художественная
структура романа, почти растворившая в себе неизбежный в
подобных произв. социально-политический "манифест", а также
самобытная философия Ле Гуин (сочетающая "западный" и
"восточный" элементы) позволили создать своего рода эталонную - в смысле
"открытости" - утопию-антиутопию, лишенную обычных в таких случаях
дидактики и назидательности; вместе с тем очевидная аргументация в пользу
(хотя бы и частичную) "коммуны" не имеет аналогов в западной НФ
последних десятилетий.
Примыкающий к роману психологический рассказ-пролог "За
день до революции" (1974; "Небьюла"-74) посвящен
основательнице анаресской коммуны; моральные проблемы сочетания цели и средств в
достижении общественного идеала подняты в не принадлежащем Хайнскому
циклу, близкому к чистой публицистике рассказе "Те, кто уходит
из Омеласа" (1973; "Хьюго"-74; рус. 1988; 1990; др. - "Те, кто
покидают Омелас"); художественный символ погружающегося,
подобно Атлантиде, на дно океана современного мира, подорванного собственными
пороками, и поднимающегося навстречу из глубин мира нового и
неведомого определяет апокалиптическое настроение повести
"Новая Атлантида" (1975; рус. 1990). Среди других повестей и
рассказов Ле Гуин, включенных в сборники - "Двенадцать
румбов" [The Wind's Twelve Quarters] (1975), "Лучшее Урсулы Ле
Гуин" [The Best of Ursula Le Guin] (1979), "Роза компаса" [A
Compass Rose] (1982;"Локус" -83), "Бизоньи девчонки и другие
представители животного мира" [Bufallo Gals and Other Animal
Presences] (1971-87; 1987), - выделяются: "Мастера" (1963; рус. 1979; 1980), "Девять жизней" (1969; рус.1971; 1971), "Выше звезд" (1973; рус. 1990; др. - "Звёзды под
ногами"), "Сур: краткий отчет об антарктической экспедиции
"Ельчо" в 1909-1910 годах" (1982; "Локус"-83; рус. 1990),
"Бизоньи девчонки, выходите вечерком" (1987; "Хьюго"-88;
Всемирная премия фэнтези-88) - история героини,
встретившейся с духами-животными из индейских мифологии и
фольклора; "Автор рукописи на семенах акации и другие статьи
из журнала Ассоциации теролингвистики" (1974; рус. 1988;
другое - "Автор "Записок на семенах акации").
На русский язык также переведены рассказы:
"Вещи",
"Два дома профессора",
"Крошка Энн",
"Направление дороги",
"Одержавший победу",
"Путешествие вглубь сознания",
"Укравший имя",
"Шкатулка, в которой была тьма".
Переводы произведений Ле Гуин составили сборники -
"Планета изгнания",
"Левая рука Тьмы",
"Ожерелье планет Эйкумены",
"Планета изгнания. Слово для "леса" и "мира" одно. Рассказы",
"Хейнский цикл".
Не меньшего успеха добилась Ле Гуин в жанре фэнтези,
занимающей в творчествеве писательницы едва ли не самое
значимое место (хотя книг-фэнтези она написала меньше, чем
НФ).
В первую очередь успех связан с ныне классической серией
романов о Земноморье: "Волшебник Земноморья" [A Wizard of
Earthsea] (1968; рус. 1990 - "Маг Земноморья"; другие варианты -
"Волшебник Земноморья", "Колдун архипелага"), "Могилы
Атуана" [The Tombs of Atuan] (1971; рус.1992 - "Гробницы Атуана";
др. - "Могилы Атуана"), "Дальний берег" [The Farthest
Shore] (1972; рус.1992 - "К дальнему брегу"; др. - "На последнем
берегу", "Самый дальний берег"); изданные под одной обложкой
в сборнике "Земноморье" [Earthsea] (1977; рус.1992 - сборник
"Волшебник Земноморья"; др.состав - 1992); в последние годы написан завершающий роман
серии - "Техану: последняя книга о Земноморье" [Tehanu: The
Last Book of Earthsea] (1990; "Небьюла"-90; "Локус"-91; рус. 1994).
Действие развертывается на островах неведомой страны, где
"работает" магия (описанная, однако, столь старательно и внутренне непротиворечиво, что можно говорить о ней, как об альтернативной науке), а герой - мальчик по имени
Гед - проходит все ступени посвящения в маги; в
заключительном романе серии дало себя знать все более
крепнущее увлечение Ле Гуин идеями феминизма: потерявшего
свою чудесную силу героя сменяет героиня. К серии о Земноморье
также относятся рассказы:
"Слово освобождения",
"Правило имен".
Вся тетралогия вместе с рассказами издана под одной обложкой в сборнике "Земноморье".
Другим ярким примером фэнтези Ле Гуин является современная
"городская сказка" - "Место, где все начинается" [The Beginning
Place] (1980; др. - "Порог" [Threshold]; рус. 1989), юные герои которой бегут от
рутинной обыденности окружающей жизни в "сокровенное
место", параллельный мир, скрывающий загадочную, во многом
противоречивую утопию. Заслуги Ле Гуин в развитии жанра
фэнтези принесли писательнице в 1979 году премию "Гандальф".
Перу Ле Гуин принадлежит также ряд
внесерийных книг. Герой написанного в манере Ф. Дика романа
"Оселок небес" [The Lathe of Heaven] (1971; рус.1991 - "Станок
небес"; 1993 - "Гончарный круг неба") обладает уникальным
даром во сне изменять окружающую реальность, и основной
проблемой для него и изучающего его психолога становится
контроль над сновидениями, приносящими все более кошмарные
результаты ; экранизирован на телевидении. Повесть "Глаз
цапли" [The Eye of the Heron] (1978) и самый объемный из
романов Ле Гуин, "Всегда возвращаясь домой" [Always Coming
Home] (1985), продолжают, хотя и с меньшим успехом,
утопические поиски писательницы, все более приобретающие феминистский уклон;
последний роман, действие которого происходит в Калифорнии
близкого будущего, пережившей глобальную катастрофу,
отличает обстоятельность в обрисовке культурного фона (приложены даже кассеты с записью
"местной" музыки), однако результаты этого масштабного эксперимента в
"культурной антропологии" по меньшей мере противоречивы.
В вымышленную центрально-европейскую страну помещены
сюжеты квазиисторичесго романа "Малафрена" [Malafrena] (1979)
и связанных с ним новелл из сборника "Орсинийские рассказы" [Orsinian Tales]
(1976), в остальном не имеющих отношения ни к НФ, ни к
фэнтези; также отсутствуют фантастастические элементы в
повести для подростков - "Далеко-далеко
отовсюду" [Very Far Away from Anyway Else] (1976; рус. 1983).
Романы "Оселок небес", "Обездоленные" и сборник
"Двенадцать румбов ветра" объединены в сборник "Оселок небес. Обездоленные.
Двенадцать румбов ветра" [The Lathe of Heaven. The
Dispossessed. The Wind's Twelve Quarters]
(1992); повести "Глаз цапли" и "Слово для "леса" и "мира" - одно"
объединены в один том - сборник "Глаз цапли. Слово для "леса"
и "мира" - одно" [The Eye of Heron. The Word for World Is
Forest](1991).
Значительно активизировавшееся в последнее десятилетие
литературно-критическое творчество Ле Гуин нашло отражение в
многочисленных, часто резких статьях, составивших сборник -
"Языки ночи: эссе о фэнтези и научной фантастике" [Languages
of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction] (1979; испр.
1989) и "Танцы на краю мира: мысли о словах, женщинах, местах
обитания" [Dancing at the Edge of the World; Thoughts on Words,
Women, Places] (1989). В 1989 году Ассоциация "Исследователи
научной фантастики" присудила Ле Гуин ежегодную премию
"Пилигрим".
Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг. По всем вопросам обращайтесь через форму