Если Вы автор, переводчик или издательство этих книг, и не хотите, что они были размещены на этом сайте, свяжитесь с нами и книги будут сняты с доступа.
В 1903 - 1906 годах, Руал Амундсен первым обогнул на яхте
Северную Америку. От Западной Гренландии он, следуя
указаниям книги Мак-Клинтока, повторил сначала путь
несчастной экспедиции Франклина. От пролива Барроу он
направился на юг проливами Пил и Франклин к северной
оконечности острова Кинг-Вильям. Но, учтя гибельную ошибку
Франклина, Амундсен обогнул остров не с западной, а с
восточной стороны - проливами Джемс-Росс и Рей - и провел две
зимовки в гавани 'Йоа', у юга-восточного берега острова
Кинг-Вильям. Оттуда осенью 1904 года он обследовал на лодке
самую узкую часть пролива Симпсон, а в конце лета 1905 года
двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к
северу Канадский Арктический архипелаг. Он миновал ряд
мелководных, усеянных островами проливов и заливов и,
наконец, встретил китобойные суда; прибывшие из Тихого
океана к северо-западным берегам Канады. Перезимовав здесь
третий раз, Амундсен летом 1906 года прошел через Берингов
пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско,
доставив значительный материал по географии, метеорологии и
этнографии обследованных берегов.
19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на
четырех санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь на
покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный
Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в
более высоких широтах, знаменитый дрейф "Фрама".
17 декабря 1911 года они достигли точки, где, по их расчетам,
должен был находиться Южный полюс. Здесь они установили
палатку и, разделившись на две группы, по очереди наблюдали
секстантом высоту солнца каждый час круглые сутки.
18 декабря норвежцы по старым следам пустились в обратный
путь и через 39 дней благополучно вернулись во Фрамхейм.
Несмотря на плохую видимость, склады продовольствия они
находили легко: устраивая их, они предусмотрительно
складывали из снежных кирпичей гурии перпендикулярно пути по
обе стороны от складов и отмечали их бамбуковыми шестами.
Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и
обратно заняло 99 дней. Приведем имена первооткрывателей
Южного полюса: Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре
Хассель, Олаф Бьяланд, Руал Амундсен.
К моменту возвращения норвежцев на береговую базу "Фрам"
уже пришел в Китовую бухту и забрал всю зимовочную партию. 7
марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания
Амундсен известил мир о своей победе и благополучном
возвращении экспедиции.
21 мая 1925 года оба самолета поднялись в воздух и взяли курс
на Северный полюс. На одном самолете находились Элсуорт,
Дитрихсон и Омдаль, на другом - Амундсен, Рисер-Ларсен и
Фойхт. Примерно в 1000 километров от Шпицбергена мотор
самолета Амундсена стал давать перебои. К счастью, в этом
месте среди льдов оказались полыньи. Пришлось идти на
посадку. Сели сравнительно благополучно, если не считать, что
гидроплан ткнулся носом в лед в конце полыньи. Спасло то
обстоятельство, что полынья была покрыта тонким льдом,
который замедлил скорость самолета при посадке. Второй
гидроплан также сел невдалеке от первого, но при посадке он
получил сильное повреждение и вышел из строя.
Наконец, 15 июня, на 24-й день после аварии, подморозило и они
решила взлететь. Для взлета требовалось не менее 1500 метров
открытой воды. Но им удалось выровнять полосу льда длиной
лишь немногим более 500 метров. За этой полосой была
полынья шириной около 5 метров, а дальше - плоская
150-метровая льдина. Заканчивалась она высоким торосом.
Таким образом, полоса для взлета имела в длину всего лишь
около 700 метров.
"Из самолета выбросили все, кроме самого необходимого.
Пилотское место занял Рисер-Ларсен. Остальные пятеро едва
уместились в кабине. Вот пущен мотор, и самолет тронулся с
места.
Следующие секунды были самыми захватывающими во всей
моей жизни. Рисер-Ларсен сразу же дал полный газ. С
увеличением скорости неровности льда сказывались все
сильнее, и весь гидроплан так страшно накренялся из стороны в
сторону, что я не раз боялся, что он перекувырнется и сломает
крыло. Мы быстро приближались к концу стартовой дорожки, но
удары и толчки показывали, что мы все еще не оторвались от
льда. С возраставшей скоростью, но по-прежнему, не отделяясь
от льда, мы приближались к небольшому скату, ведущему в
полынью. Мы перенеслись через полынью, упали на плоскую
льдину на другой стороне и вдруг поднялись в воздух..."
Начался обратный полет. Летели они, как выразился Амундсен,
"имея ближайшим соседом - смерть". В случае вынужденной
посадки на лед, даже если бы они уцелели, их ждала голодная
смерть. Через 8 часов 35 минут полета заело приводы рулей. Но,
к счастью, самолет уже летел над открытой водой вблизи
северных берегов Шпицбергена, и пилот уверенно посадил
машину на воду и повел ее как моторную лодку.
Путешественникам везло и дальше: вскоре к ним подошло
небольшое рыбацкое судно, капитан которого согласился
отбуксировать самолет в Кингсбей... Экспедиция закончилась.
От Шпицбергена участники ее вместе с самолетом плыли на
пароходе. Встреча в Норвегии была торжественной. В
Ослофьорде, в порту Хортен, самолет Амундсена был спущен на
воду, участники воздушной экспедиции сели в него, взлетели и
совершили посадку в гавани Осло. Их встретили тысячные толпы
ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. Казалось, все
невзгоды Амундсена остались в прошлом. Он снова стал
национальным героем.
В 1925 году Элсуорт после длительных переговоров купил
дирижабль, получивший название "Норге" ("Норвегия").
Руководителями экспедиции были Амундсен и Элсуорт.
Создатель дирижабля итальянец Умберто Нобиле был
приглашен на должность капитана. Команда была сформирована
из итальянцев и норвежцев.
В 9 часов 55 минут 11 мая 1926 года, в тихую ясную погоду,
"Норге" взял курс на север, к полюсу. На борту находились 16
человек. Каждый занимался своим делом. Моторы работали
ровно. Амундсен наблюдал за ледовой обстановкой. Он видел
под дирижаблем бесконечные ледяные поля с грядами торосов и
вспоминал свой прошлогодний полет, закончившийся посадкой у
88° северной широты.
Через 15 часов 30 минут полета, в 1 час 20 минут 12 мая 1926
года, дирижабль был над Северным полюсом.
В 8 часов 30 минут дирижабль вошел в густой туман. Началось
обледенение наружных металлических частей. Пластины льда,
срываемые струёй воздуха от пропеллеров, пробивали оболочку
аппарата. Пробоины приходилось заделывать тут же, на ходу. 13
мая слева по курсу путешественники увидели землю. Это был
берег Аляски, приблизительно в районе мыса Барроу.
Возвращение путешественников было триумфальным. Они
пересекли Соединенные Штаты Америки с запада на восток на
трансконтинентальном экспрессе. На станциях их встречали с
цветами толпы людей. В Нью-Йорке торжественную встречу
возглавил Ричард Бард, только что вернувшийся со Шпицбергена
на родину.
12 июля 1926 года Амундсен и его друзья прибыли пароходом в
Норвегию, в Берген. Здесь их встретили салютом из крепостных
орудий. Как победители, проехали они по улицам Бергена под
дождем цветов, под восторженные овации горожан. От Бергена
до Осло по всему побережью пароход, на котором они плыли,
встречали флотилии разукрашенных судов. Прибыв в Осло, они
проехали по запруженным людьми улицам в королевский
дворец, где им был устроен торжественный прием.
24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле "Италия" достиг
Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном
пути он потерпел крушение. 18 июня из Бергена на спасение
экипажа "Италии" вылетел Руал Амундсен. После 20 июня его
самолет пропал без вести. Так, стремясь спасти полярников,
погиб Амундсен, величайший по размаху исследований полярный
путешественник.
Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг. По всем вопросам обращайтесь через форму