Если Вы автор, переводчик или издательство этих книг, и не хотите, что они были размещены на этом сайте, свяжитесь с нами и книги будут сняты с доступа.
Шведский романист, поэт и драматург Пер Фабиан Лагерквист
родился в маленьком городе Вексьё в Южной Швеции. Он был
младшим из семерых детей Иоганны (Блад) Лагерквист и
Андерса Йогана Лагерквиста. Его отец сначала работал на
ферме, а затем стал путевым обходчиком на железной дороге.
Будучи школьником, Пер читал «Происхождение видов» Чарлза
Дарвина и другие работы, которые формировали у него
представления, сильно отличавшиеся от консервативных
взглядов его лютеранской семьи. После окончания школы в
1910 г. он в течение двух лет изучал искусство и литературу в
Упсальском университете.
Литературный дебют Л. состоялся в 1912 г., когда он
опубликовал несколько пылких стихотворений и повесть «Люди»
(«Manniskor»). В 1913 г. писатель едет в Париж, где большое
влияние на него оказывает современная живопись; особенно
восхищался Л. дерзкой энергией фовистов и интеллектуальной
упорядоченностью кубистов. В этом же году он опубликовал эссе
«Искусство слова и изобразительное искусство» («Ordkonst och
bildkonst»), в котором отвергал натурализм, противопоставляя
ему скандинавский и греческий эпос. Это критическое эссе
оказалось первой работой, которая привлекла внимание к Л., и
вскоре он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и
прозы «Мотивы» («Motiv»), который вышел в 1914 г., а также в
сборнике новелл «Железо и люди» («Jam och manniskor» 1915).
В 1916 г. Л. добился признания, опубликовав поэтический
сборник «Тоска» («Angest»), который считается первым
шведским экспрессионистским произведением. Яркая
образность этой книги, ее рваный стиль отразили интерес Л. к
фовизму и кубизму. В «Тоске» также выразились боль и
отчаяние, вызванные бедствиями первой мировой войны.
Американский поэт и критик Кеннет Рексрот писал в
«Американском поэтическом обозрении», что «Тоска» говорит
не только об утрате политических иллюзий, но и о душевной
раздвоенности писателя.
Почти всю первую мировую войну Л. прожил в нейтральной
Дании. В это время он много писал для театра. Его первая
опубликованная пьеса «Последний человек» («Den sista
manniskan», 1917) изображает глубокие страдания последнего
оставшегося на земле человека и продолжает тему отчаяния,
вызванного войной. В эссе из сборника «Театр» («Teater», 1918)
Л. выступает против натуралистической драмы и восхищается
поздними символическими пьесами Августа Стриндберга.
Именно влиянием Стриндберга объясняется связь между
драматическим творчеством Л. и немецким экспрессионизмом.
В 1919 г., работая театральным критиком в стокгольмской
газете «Свенска дагбладет» («Svenska Dagbladet»), Л.
опубликовал поэтический сборник «Хаос» («Kaos») и пьесу
«Небесная тайна» («Himlens hemlighet»), наиболее удачную из его
ранних пьес, в которой выражается глубокий пессимизм Л., его
убежденность в том, что если жизнь кажется человечеству
высшей ценностью, то это следствие полного безразличия к
Богу. Эту же тему писатель развивает в повести «Вечная
улыбка» («Det eviga leendet», 1920). В этой повести герои
разговаривают с Богом, спрашивая Его, для чего Он их создал.
Бог отвечает, что у Него не было определенной цели, но он
сделал все наилучшим образом. Этот ответ оставляет людей в
растерянности. Они не нашли той духовной поддержки, в которой
нуждались. И это заставляет их искать духовную опору не в
божественной силе, а внутри себя.
В 20-е гг. Л. много путешествует, посещает Францию и Италию, и
пессимизм его в эти годы начинает смягчаться, а стиль
становится более конкретным и не таким манерным. Поэзия
этого периода – сборники «Путь счастливого человека» («Den
lyckliges vag», 1921) и «Песни сердца» («Hjartats sanger».
1926) – наполнена простотой и оптимизмом, которые отсутствуют
в его ранних произведениях.
Помимо сборника коротких рассказов «Злые саги» («Onda
sagor», 1924), Л. написал две книги, которые многие критики
сочли самыми личными произведениями Л.: «Гость
действительности» («Cast hos verkligheten», 1925) и «Завоеванная
жизнь» («Det besegrade livet».
1927). В книге «Гость действительности» рассказывается о
детстве писателя, о том, как его с ранних лет преследовала идея
смерти. «Завоеванная жизнь» – это сборник философских
размышлений, в котором излагаются взгляды автора на
собственное творчество и на мир. По мнению американского
критика Альрика Густафсона, эти произведения утверждают веру
Л. в «нерушимый дух человека» и «конечную победу добра над
злом». Кроме того, обе книги демонстрируют высокую
повествовательную технику Л., который пишет простым языком,
ясно и на редкость целенаправленно.
К драматургическим произведениям Л. относится также пьеса
«Человек, который прожил жизнь» («Han som fick leva от sitt liv.»
1928). Эта и другие пьесы, написанные в 30-е гг., отличаются
большим правдоподобием, использованием повседневного
языка.
По мере того как в 30-е гг. росла угроза фашизма, творчество Л.
становилось все более гуманистическим по духу, писатель
подчеркивал необходимость бороться со злом. Хотя Л. объявил
о своей гуманистической программе в поэтическом сборнике «У
костра» («Vid lagerelden», 1932) и в пьесе «Король» («Konungen»,
1932), самый суровый приговор тирании он вынес в «Палаче»
(«Bodeln»). Эта повесть, написанная в 1933 г. и переработанная в
пьесу под тем же названием в 1934-м, строится на
сопоставлении средневековья и нашего времени, подтверждая
известную мысль о неистребимости зла. Политические и
социальные проблемы, возникающие в предвоенной Европе,
продолжают доминировать в творчестве Л. на протяжении 30-х
гг. В драме «Человек без души» («Mannen utan sjal» 1936) автор
показывает, как перерождается, влюбившись, политический
террорист, который служил злу, а начинает служить добру. В
«Победе во тьме» («Seger i morker».
1939) выведены два брата-близнеца, один – государственный
деятель, демократ, другой – продажный демагог. Вторжением
Германии в Данию и Норвегию навеяны многие стихи Л. из
сборника «Поэзия и бой» («Sang och strid».
1940), опубликованного в год избрания писателя в члены
Шведской академии. Л. продолжает писать стихи и пьесы,
однако самой значительной работой этого периода является
аллегорический роман «Карлик» («Dvargen», 1944) – история
жизни злобного карлика, жившего во времена итальянского
Возрождения, которая, по сути, содержит острую критику
фашизма, а также человеческой жадности, лицемерия и злобы. В
драме «Дайте людям жить» [«Lat manniskan leva», 1949) перед
нами проходят судьбы тех, кто стал жертвой нетерпимости,
среди них есть и вымышленные персонажи, и исторические
личности, включая Сократа, Христа, Жанну д'Арк.
Роман «Варавва» («Barabbas») был опубликован в 1950 г. и сразу
же привлек внимание критиков и писателей, в том числе Андре
Жида, который назвал этот роман «замечательной книгой».
Рассказывая историю жестокого разбойника, которого, в
отличие от Христа, освободили от распятия, писатель говорит о
попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру.
Анализируя роман «Варавва» в «Атлантик Мансли» («Atlantic
Monthly»), Чарлз Роло называет его «настоящим шедевром».
Многие критики также сошлись на том, что никогда еще
евангельская история не была рассказана с такой
достоверностью и духовной силой. Переведенный на 9 языков,
«Варавва» нашел самый широкий отклик у критиков и является
самой популярной книгой писателя. В 1952 г. по этому роману
был снят фильм.
В 1951 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по
литературе «за художественную силу и абсолютную
независимость суждений писателя, который пытался в своем
творчестве найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед
человечеством». Член Шведской академии Андерс Эстерлинг
сказал, что «Л. принадлежит к тем писателям, которые смело и
открыто обращались к самым насущным вопросам
человечества, фундаментальным проблемам нашего
существования». Л., человек стеснительный и замкнутый, от
ответной речи отказался. Вместо этого после нескольких слов
благодарности за награду он прочитал отрывок из книги «Миф
человечества» («Myten on manniskorna»), написанной за 30 лет до
того и неопубликованной.
В последующие годы Л. продолжал плодотворно трудиться;
закончил девятый сборник стихов «Вечерняя земля»
(«Aftonland», 1953), написал еще пять романов: «Сибилла»
(«Sibyllan», 1956), «Смерть Агасфера» («Ahasverus dod» 1960),
«Паломник в море» («Pilgrim pa havet», 1962), «Священная
земля» («Det heliga landet», 1964) и «Мариамна» («Маriamne»,
1967). Все эти романы тесно между собой связаны, в них
поднимается тема любви, которая решается в духе контрастной
символики.
Будучи чрезвычайно замкнутым человеком, Л. отделял личную
жизнь от профессиональной. В 1918 г. он женился на Карен
Дагмар Иоганне Сёренсон. В 1925 г. они развелись, и в том же
году писатель женился на Элен Хальберг, вдове шведского
художника Йёста Сандельса. Л. умер 11 июля 1974 г. от паралича
в стокгольмской больнице в возрасте 83 лет.
«Чувство отчужденности – главная тема литературы XX в., и в
этом смысле Л. близок таким писателям, как Франц Кафка и
Альбер Камю, – писал в 1971 г. шведский критик Гункель
Мальм-стрём. – Л. из тех, кого борьба против дегуманизации
человечества привела к поиску скрытого Бога, решению
метафизических загадок жизни».
Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг. По всем вопросам обращайтесь через форму