Если Вы автор, переводчик или издательство этих книг, и не хотите, что они были размещены на этом сайте, свяжитесь с нами и книги будут сняты с доступа.
ПО, ЭДГАР АЛЛАН (Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский
поэт, прозаик, критик, создатель жанра «новеллы ужаса».
Кошмары, преследующие героев его поэзии и прозы, во
многом отражают навязчивую идею смерти у их автора.
Многие его истории суть своеобразное раскрытие
человеческой психики на грани безумия. Значение По в
мировой литературе определяется также его
литературной теорией и тем, что он является
основоположником детективного жанра. Его влияние
ощутимо в произведениях таких разных авторов, как
Ш.Бодлер, А.Теннисон, Ф.М.Достоевский, А.Конан Дойл.
По родился 19 января 1809 в Бостоне, был вторым ребенком в
семье актеров Дэвида По-младшего и Элизабет Арнолд По.
Родители По умерли вскоре после его рождения, и мальчик
был отдан на воспитание Джону Аллану из Ричмонда.
Фамилия Аллана стала вторым именем По. Получил
классическое образование в частной школе Ричмонда и в
Англии, где пробыл с Алланами с 1815 по 1820. Сочинять
стихи начал в раннем возрасте. В 1826 поступил в
Виргинский университет, проучился один семестр (за это
время его невеста Сара Эльмира Ройстер вышла замуж за
некоего Шелтона) и вернулся в Ричмонд, наделав карточные
долги. Последовала ссора с Алланами, и По оставил их дом.
Незадолго до этого перенес мозговую травму,
выливавшуюся в периодические нервные припадки.
В 1827 По вернулся, возможно через Балтимору, в Бостон,
где в начале лета вышел его сборник Тамерлан и другие
стихотворения (Tamerlane and Other Poems). В том же году
записался в армию и был послан в форт Моултри, но спустя
два года, вскоре после смерти приемной матери, Аллан
помог ему уволиться из армии. В ноябре 1829 был издан
второй сборник Аль-Аарааф, Тамерлан и малые
стихотворения (Al Aaraaf, Tamerlane, and Minor Poems). В 1830
По поступил в военную академию Вест-Пойнт, но в самом
начале следующего года добился отчисления. Приехав в
Нью-Йорк, выпустил книгу Стихотворения (Poems, 1831), в
которую вошли первые варианты лучших его произведений,
в т.ч. Израфил (Israfel) и К Елене (To Helen). В 1832 в
филадельфийском журнале «Сатердей курир» появились
новеллы По, а в 1833 новелла Рукопись, найденная в бутылке
(MS Found in a Bottle), повествующая о корабле, несущемся к
гибели в «неизмеримых океанских пучинах», получила
премию на конкурсе «Балтимор сатердей визитер». В 1833
По написал трагедию Полициано (Politian), полностью
опубликованную только в 1923.
В 1835 начал редакторскую деятельность в журнале «Сазерн
литерари мессенджер», где печатал содержательные и
зачастую едкие статьи и рецензии и рассказы о
причудливом и ужасном. 16 мая 1836 обвенчался в Ричмонде
со своей кузиной Виргинией Клемм, которой еще не
исполнилось 14 лет; и заботы по дому взяла на себя ее мать.
Сотрудничество с «Мессенджером» прекратилось в январе
1837, когда По был уволен за пьянство, и вскоре после этого
он переехал в Нью-Йорк. Здесь вышла Повесть о
приключениях Артура Гордона Пима (The Narrative of Arthur
Gordon Pym, 1838), в которой реалистическая основа
соединяется с безудержной фантазией. В начале 1839 По
жил в Филадельфии, редактировал журнал «Бертонз
джентлменз мэгэзин». Вынужден был заниматься
литературной поденщиной, сочиняя книги по естественной
истории, в т.ч. Первую книгу конхиолога (The Conchologists'
First Book, 1839), а в 1840 написал серию знаменитых статей о
криптографии. Двухтомное собрание новелл Гротески и
арабески (Tales of the Grotesque and Arabesque) вышло в 1840.
В 1841–1842 По работал редактором в журнале «Грэхемз
мэгэзин», напечатав там Убийства на улице Морг (The
Murders in the Rue Morgue) – первый детективный рассказ в
мировой литературе. Огромным успехом у читателей
пользовалась получившая приз одной из филадельфийских
газет новелла Золотой жук (The Gold Bug), в которой
расшифровка криптограммы сопряжена с поисками клада.
В 1844 По переехал в Нью-Йорк, опубликовал Историю с
воздушным шаром (Balloon Hoax), работал в «Нью-Йорк
миррор». 29 января 1845 в «Нью-Йорк ивнинг миррор» был
напечатан Ворон (The Raven), упрочивший поэтическую
славу По. В феврале 1845 По стал сотрудником «Бродвей
джорнал», где напечатал в переработанном виде
большинство публиковавшихся ранее новелл. В 1845
появился прозаический сборник (Tales) и Ворон и другие
стихотворения (The Raven and Other Poems).
После смерти жены 1847 По долго болел, единственное
значительное произведение, опубликованное в 1847, –
стихотворение Улялюм (Ulalume). Зато он был чрезвычайно
активен в 1848–1849, написав Колокола (The Bells), шедевр
поэтической ономатопеи, стансы Анни (For Annie),
стихотворение Аннабель Ли (Annabel Lee) и героическое по
духу Эльдорадо (Eldorado). В 1848 вышла его прозо-поэма
Эврика (Eureka), развивающая мистические
космологические идеи, во многом почерпнутые у
астронома Дж.П.Никола. К концу 1848 По был недолго
помолвлен с поэтессой Сарой Хелен Уитмен; в
июле-сентябре 1849 в Ричмонде вновь обручился с
овдовевшей к тому времени Сарой Шелтон, в которую был
влюблен в юности. Последующие его передвижения до конца
не выяснены. Вероятно, он покинул Ричмонд утром 27
сентября, а 3 октября его обнаружили в балтиморском
трактире уже в безнадежном состоянии.
Сегодня произведения По переведены на все основные
языки мира, переводы новелл По на французский,
выполненные Ш.Бодлером, получили мировую известность,
а прозаический перевод С.Малларме существенно повлиял
на современный верлибр.
Литературные наставления По, касавшиеся жанра новеллы,
не возымели бы действия, если бы он не реализовал их
столь блестяще на практике. В рассказе Сердце-обличитель
(The Tell-Tale Heart) По добивался впечатления, что его герой
безумен, и отрицая свое безумие, он лишь подтверждает
его: «Ну да! Я нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда;
всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я –
сумасшедший? Болезнь лишь обострила мою
восприимчивость, а не нарушила, не притупила ее. Особенно
же изощрился мой слух. Я слышал все сущее в небесах и в
недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я
сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как
здраво и гладко поведу я свой рассказ». (Пер. В.А.Неделина).
По не было равных в умении так изобразить место
действия и создать такую атмосферу, что читателем
овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в
самом начале новеллы Падение дома Ашеров (The Fall of the
House of Usher), уже предвещает последующие жуткие
события: «В течение всего унылого, темного, глухого
осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в
одиночестве ехал верхом по удивительно безрадостной
местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец
обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров». (Пер.
В.В.Рогова).
Главные свои новеллы Береника (Berenice), Лигейя (Ligeia) и
свой шедевр Падение дома Ашеров По напечатал в 1830-е
годы. Новеллы, демонстрирующие аналитические
способности ума и опубликованные в 1842–1845 (Убийства на
улице Морг, Золотой жук, Украденное письмо – The Purloined
Letter), заложили основы детективного жанра. Маска Красной
Смерти (The Masque of the Red Death, 1843), Черный кот (The
Black Cat, 1843), Сердце-обличитель (1843) и Бочонок
амонтильядо (The Cask of Amontillado, 1846) – классические
образцы «новеллы ужаса». В последние годы жизни
писатель отдал дань мрачному реализму, как, например, в
рассказе Прыг-Скок (Hop-Frog, 1849). Его юмористические
истории сейчас не слишком популярны, хотя в Как писать
рассказ для «Блэквуда» По пародирует собственную
литературную манеру. В Философии творчества (Philosophy
of Composition, 1846) он описал процесс работы над Вороном.
Умер По в Балтиморе 7 октября 1849.
Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг. По всем вопросам обращайтесь через форму