1Жан Мариньи





    Жан Мариньи
    

ДРАКУЛА И ВАМПИРЫ


    
    
    
    «Le reveil des vampires», перевод с англ. Г.Цареградского
    
    
    
    «Я повелеваю, прочь отсюда! (…)
    Ваше место там где правосудие рубит головы,
    где вырывают глаза, где перерезают горло,
    где уничтожают детей, где отрубают конечности,
    где забрасывают камнями,
    где ужасно кричат посаженные на кол.(…)
    Логово льва кровожадного – вот подходящее жилище
    для таких чудовищ, как вы».
    Эсхил, Эвмениды
    
    

Глава 1
ЛЮБОВЬ К КРОВИ


    
    Культ крови в общественном сознании
    В отличие от других сверхъестественных ночных созданий, вампир является «живым мертвецом». Он нападает на людей и поглощает их кровь, чтобы продлевать свое существование. Бесспорно, вампир появился из фантастических представлений, связанных с кровью – этой драгоценной жидкостью, символизирующей жизненную силу. пролить кровь, свою или чужую, - значит создать смертельную угрозу.
    Возникновение и историю этого жуткого образа можно проследить, начиная с незапамятных времен. В Персии было найдено первое материальное свидетельство об этом поверьи – древняя ваза с изображением борьбы человека с чудовищем, пытающимся высосать у него кровь. В глубину тысячелетий уходит легенда о Лилит (“Lilitu”), вавилонской демонице, пьющей кровь детей. Многие авторы считают, что первые легенды о мертвецах, питающихся кровью живых людей появились в VI в. до н.э. в Китае. Не вдаваясь в географические и хронологические детали, можно сделать вывод, что с давних пор в человеческом воображении живут сверхъестественные существа, жаждущие крови. Поверья, подтверждающие этот вывод, можно найти едва ли не на всех континентах, у самых разных народов – у китайцев, индейцев, малайцев, у полинезийцев, ацтеков, эскимосов.
    Эти создания еще не являются вампирами в прямом смысле слова. Вампир – продукт европейской цивилизации. А история Европы тесно связана с античной Грецией, являющейся колыбелью ее культуры. В то же время в основе ее этических норм лежат иудейско-христианские обычаи.
    
    Кровь и смерть в греко-латинской мифологии
    Древние греки верили в таинственную связь между кровью и пиром мертвых. В ХІ книге Одиссеи Улисс собирает кровь принесенных в жертву баранов, чтобы вызвать духов погибших героев. Умершие прорицатель Тиресий, мать Улисса и многие другие, выпив жертвенной крови, на время возвращаются к жизни и беседуют с Улиссом.
    Эти поверья продолжали существовать и в христианскую эпоху. В греко-латинской мифологии встречается большое количество кровожадных божеств в женском обличии – эмпузы, ламии, стригии. Эмпуза, дочь Гекаты, - демоническое создание с бронзовыми ногами, способная перевоплощаться в прекрасную девушку, чтобы соблазнять мужчин во время сна. Ламия, дочь царя Бела, чьих детей убила ревнивая жена Зевса, Гера, превращается в чудовище, пожирающее детей или пьющее их кровь. стригии – птицеподобные женщины, которые наклоняясь над колыбелью, высасывают кровь новорожденных либо лишают юношей их жизненных сил во время сна.
    Ламии, эмпузы и стригии, как и вампиры, вера в которых появилась в более позднее время, пьют кровь у спящих. Однако прямой связи между божествами античного мира и трансильванским вампиром не существует. Хотя налицо сходство слова “stryge”(дословно “вампир”, “вурдалак”) с румынским ”strigoї” – так в Румынии с XVII в. называли вампиров. В отличие от современных вампиров, ламии, эмпузы и стригии считались не живыми мертвецами, а бесплотными божествами, способными принимать человеческий облик, чтобы соблазнять смертных.
    Этим они предвосхитили суккуб христианской эпохи, демониц, которые обольщают юношей во время сна. Доведенные до изнеможения, молодые люди теряют свою жизненную силу, а иногда даже умирают.
    
    «(…) Ибо душа всякого тела есть кровь его» (Левит XVII, 14)
    В еврейских преданиях очень напоминает ламий перевоплотившаяся из вавилонской Лилит получившая то же имя жена Адама до сотворения Евы. Отвергнутая первым человеком, Лилит впоследствии становится повелительницей демонов и злых духов.
    Подобно ламии и стригии, она пьет кровь младенцев и лишает юношей их жизненных сил и мужественности во время сна. В глазах евреев Лилит повинна прежде всего в нарушении закона Моисея, категорически запрещающего употреблять кровь живых существ: «Потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится». (Левит, XVII, 14)

Жан Мариньи - Дракула и вампиры