От автора
Перед вами, уважаемый читатель, продолжение одного из самых популярных фантастических боевиков в нашей стране, ведь общий тираж трилогии классика мировой фантастики Эдмонда Гамильтона (1904 - 1977) «Мир Звездных Волков» в России (с учетом журнальных публикаций) уже приближается к миллиону экземпляров!
У каждого читателя, переводчика и литератора, наверное, есть свои любимые авторы. Так уж получилось, что первым фантастическим произведением, которое я прочитал еще мальчишкой, стала повесть «Сокровище Громовой луны», появившаяся в журнале «Техника - молодежи» в 1956 году. На меня словно повеяло ветром с далекого звездного океана, на островах-планетах которого живут мужественные и сильные парни, напоминающие лихих джеклондоновских золотоискателей. С той поры Эдмонд Гамильтон прочно завоевал мое сердце.
Прошло несколько лет, в нашей стране стали издавать и других западных фантастов. Выяснилось, что Рей Брэдбери - тонкий и гениальный стилист, Гарри Гаррисон куда как крут и не чужд юмора, ну а Клиффорд Саймак и вовсе прелесть. Но так уж случилось, что и в Америке, и у нас в стране не они, а именно Гамильтон оказался «отцом-основателем» популярного жанра. Не их романы, а «Звездные короли» стали главным «гвоздем» самиздатовского чтения, и не их, а именно Гамильтона долго и безуспешно пытались «пробить» в наши косные издательства Иван Ефремов и Аркадий Стругацкий.
Но удалось осуществить этот замысел только Михаилу Пухову, редактору отдела фантастики «Техники - молодежи», светлая ему память. Узнав, что «самому Аркадию» задача оказалась не по плечу, Миша загорелся чисто спортивным азартом: мол, а я все равно сделаю! И начал осаду своего начальства, которое к тому времени уже оклемалось от знаменитого скандала с публикацией в журнале романа А.Кларка «Космическая одиссея 2010 года» (где имена почти всех героев, как оказалось, были позаимствованы у диссидентов!). Я, как самый ярый фэн и собиратель Гамильтона в Москве, постоянно подливал масло в огонь. И наконец свершилось! Рыночная экономика заставила руководителей журнала обернуться лицом к читателю - и тут-то на их стол и лег затертый чуть ли не до дыр экземпляр самиздатовских «Звездных королей», переведенный почти четверть века назад Зинаидой Бобырь. И вот в 1989 году многострадальный роман наконец-то вышел в свет!
Успех был потрясающим. В следующем году Пухов издал «Возвращение со звезд», а затем обратился ко мне с предложением: не хотел бы я перевести что-нибудь из Гамильтона? Я обрадовался и взялся за «Город на краю света». Пухову работа понравилась, и он спросил, нет ли у меня в запасниках чего-нибудь еще более лихого и динамичного.
Такая книжка у меня была, и называлась она в буквальном переводе «Оружие из неведомого далека». Ох, сколько же мне пришлось выложить за нее книг Желязны, Делани и Фармера одному из известных московских собирателей американской «сайнс-фикшн»! Но вот беда - этот роман Гамильтона был первым в трилогии, а остальных-то у меня не было и достать их было ну совершенно негде.
Пришлось немножко схитрить, и это самое «Оружие» увидело свет в «Технике - молодежи» в 1993 году под названием «Звездный Волк». В том же году роман был напечатан в моем первом переводном сборнике «Город на краю света» (правда, издатели, как водилось в то время, забыли указать фамилию переводчика). А спустя год трилогия вышла полностью, но, увы, не в моем переводе. Лишь два года назад в один прекрасный день я купил в «Олимпийском» сразу три тома оригинала «Звездного Волка» и наконец-то с волнением прочитал до конца историю о приключениях Моргана Чейна.
Это было увлекательное чтение, но под конец оно оставило у меня чувство неудовлетворенности. Гамильтон писал трилогию в 1967 - 1968 годах, на закате жизни, и, на мой взгляд, чего-то недоглядел. Многие важные линии остались как бы оборванными. Эволюция характера главного героя Моргана Чейна бурно началась, но, по сути дела, и завершилась в конце первого романа. Да, он перестал быть космическим пиратом, но скорее в результате жизненных обстоятельств, чем под влиянием мудрого лидера землян-наемников Джона Дилулло. В третьем же романе «Миры Звездных Волков» Чейн взялся за старое и сумел втянуть своих друзей-землян в весьма сомнительное дело с похищением Поющих Солнышек. Да, конечно, и прототип Чейна - знаменитый д'Артаньян любил звон золотых монет, но он был интересен читателям совсем другим - активным участием во многих важных исторических событиях, в которых он по воле Дюма сыграл важную, если не решающую роль. И тогда-то подумалось: а чем Морган Чейн хуже?
А хуже он оказался вот чем. Д'Артаньян был признанным покорителем женских сердец, а наш бравый Звездный Волк так ничего и не добился, встретив на своем пути космическую амазонку Граал и властную очаровательную Врею из Закрытых Миров. Что называется, по усам текло, да в рот не попало. Д'Артаньян, как мы помним, свято соблюдал заветы своего отца, а наш друг Чейн как-то уж очень отстраненно вспоминал о своих родителях-миссионерах. Да, им не удалось в свое время наставить космических пиратов на путь истинный, но сын-то на что? И с Варгой, в самом деле, надо было что-то делать. Уж очень странно выглядело, что даже могущественная Федерация не может приструнить разбойников. Может быть, Чейн ей поможет? История, рассказанная в «Закрытых Мирах» о Свободном Странствии, окончательно убедила - так дело оставлять нельзя! И действительно, у Гамильтона получается, что эта установка - чуть ли не аттракцион, дарящий любителям острых ощущений возможность носиться по космосу взад-вперед. Но ведь Свободное Странствие в самом деле решало проблему бессмертия человеческой души, причем без участия Господа Бога! А это уже не шутки. Так неожиданно для меня самого начал складываться костяк продолжения истории про Моргана Чейна.
|