1Сергей Павлов




ГЛАВА 1




    Приятный голос:
    - Нет, я не спал. Томит меня предчувствие беды… Оседланы ли кони?
    Настороженное фырканье коней, звон сбруи.
    Менее приятный голос:
    - Все сделано, как приказать изволили вы, сударь.
    - Тогда в дорогу! Пусть звезды нам осветят ранний путь.
    Крик совы и легкий ветерок с ночными запахами трав. Приближающийся конский топот.
    И вдруг, как выстрел:
    - Не торопитесь, шевалье!
    Голос нехороший, резкий. Перестук копыт и храп осаженного на скаку коня.
    - Граф де Ботрю?!
    - Он самый! К вашим я услугам. Продолжим давешний приятный разговор.
    - Мы будем продолжать на звонком языке клинков!
    - Луна взошла, вот славно!..
    - Я готов!
    - Я тоже полон нетерпения.
    - Граф, защищайтесь!
    Зазвенела сталь. Глеб с трудом приоткрыл тяжелые веки, перевернулся на живот и выглянул поверх подушки. Светила красноватая луна. Граф, сбросивший камзол и шляпу, теснил шевалье. Глеб посмотрел на часы - была половина третьего ночи условного времени околосолнечных станций. Шпага, выбитая из рук шевалье, натурально звеня, откатилась к журнальному столику. Глеб запустил подушкой в дуэлянтов, промахнулся - подушка пролетела сквозь конский круп и повисла на рожках виофонора. Звук и запах исчезли. Глеб уронил голову на упругое изголовье, отвернулся к стене.
    - Вставайте, сир, - пробормотал, закрывая глаза,-вас ждут великие дела на чердаке Вселенной…
    Это была чепуха. Которая, впрочем, когда-то имела большое значение. Но сейчас она уже никакого значения не имела. Он знал почему, но сразу припомнить не мог. И не старался. Он опять засыпал, а во сне меняется соразмерность вещей и понятий.
    Он будто бы брел по гулкому лабиринту туннелей. И будто бы это не туннельные переходы станции «Зенит», прямые и светлые, а пыльные извилистые туннели из черного альфа-стекла, очень странные, с арочными сводами. И все-таки это «Зенит»…
    Он брел в поисках выхода, сворачивая в боковые проходы направо, налево, - сумрачно вокруг и пусто… Выхода не было. Туннельные переходы уводили в глубь астероида дальше и дальше, обработанные стены в толще ожелезенных недр. Он понимал, что идет куда-то совсем не туда, что пора подниматься в диспетчерскую, однако выйти из бесконечного лабиринта туннелей не мог.
    Наконец он входит в зарешеченный зал - какой-то очень знакомый зал, но безлюдный и темный - и узнает виварий. Не слышно обычных шорохов, визга, возни, а в дальнем конце прохода между решетками ограждений смутно виднеются две мешковатые фигуры с большими круглыми головами. Кто здесь?.. И почему в вакуумных скафандрах?
    Прозрачные забрала откинуты вверх, из гермошлемов блестят настороженные глаза. Это Клаус и Поль - двое подопытных шимпанзе, те самые Клаус и Поль, которых вчера должны были транспозитировать на станцию «Дипстар», к орбите Сатурна… В поднятой лапе Клаус держит странный квадратный предмет, и под этим предметом что-то раскачивается, щелкает, а на тонкой цепочке - фигурная гиря. И вдруг открывается маленький люк, и забавная птичка шипит и жалобно стонет: «Ку-ку, ку-ку…» Великий космос, это часы!
    Стрелки анахронического механизма показывают время начала эксперимента. Пора…
    - Ну-ка, ребята, марш в лифтовый тамбур, да поживее!
    Клаус и Поль ковыляют, пыхтя от усердия. Часы Клаус тащит под мышкой, и гиря на длинной цепочке волочится следом.
    - Зачем тебе это, старик? Брось их!..
    Втроем входят в кабину лифта и долго падают вниз. Поль беспокойно ухает, вертится, строит гримасы. Клаус угрюм, но спокоен. Он стар, и у него необычные для шимпанзе глаза - редко можно увидеть у обезьяны светлые глазные белки. Смотрит вопрошающе в упор, затянутой в перчатку лапой почесывая затылок шлема.
    - Ну что здесь непонятного, старик? Вы отстали от графика ровно на двадцать четыре часа. На «Дипстаре», должно быть, сходят с ума от великого беспокойства, потеряны целые сутки, а ты и Поль даже еще не на старте.
    Лифт тормозит. Свертывается гибкая дверь, обнажая стену из черного альфа-стекла. Участок стены уходит вниз, и открывается вход в святая святых «Зенита» - камеру гиперпространственной транспозитации. Клаус; обеспокоенно вытянув губы, смотрит в этот квадрат, подсвеченный изнутри голубоватым сиянием, Поль пятится и ворчит.
    - Что же вы, ребята, оробели? Давайте я закрою вам гермошлемы. Вот так… Марш в камеру!

Сергей Павлов - Чердак Вселенной