1Эрих Мария Ремарк









     Солдаты, возвращенные отчизне,
     Хотят найти дорогу к новой жизни



ВСТУПЛЕНИЕ




     Остатки второго взвода лежат в расстрелянном окопе за линией огня и не то спят, не то бодрствуют.
     - Вот так чудные снаряды! - говорит Юпп.
     - А что такое? - спрашивает Фердинанд Козоле, приподнимаясь.
     - Да ты послушай, - откликается Юпп.
     Козоле прикладывает ладонь к уху. И все мы вслушиваемся в ночь. Но ничего, кроме глухого гула артиллерийского огня и тонкого посвиста снарядов, не слышно. Только справа доносится трескотня пулеметов да время от времени - одиночный крик. Но нам все это давным-давно знакомо, и не из-за чего тут рот разевать.
     Козоле скептически смотрит на Юппа.
     - Сейчас-то вот не слышно, - смущенно оправдывается тот.
     Козоле снова критически оглядывает его, но так как на Юппа это не действует, он отворачивается и брюзжит:
     - В брюхе у тебя урчит от голода - вот твои снаряды. Всхрапнул бы, больше б толку было.
     Он сбивает себе из земли нечто вроде изголовья и осторожно укладывается так, чтобы ноги не соскользнули в воду.
     - Эх, черт, а дома-то жена и двуспальная кровать, - бормочет он уже сквозь сон.
     - Кто-нибудь, верно, лежит там рядышком, - изрекает Юпп из своего угла.
     Козоле открывает один глаз и бросает на Юппа пронзительный взгляд. Похоже, что он собирается встать. Но он только рычит:
     - Не посоветовал бы я ей, сыч ты рейнский!
     И тотчас же раздается его храп.
     Юпп знаком подзывает меня к себе. Я перелезаю через сапог Адольфа Бетке и подсаживаюсь к Юппу.
     Опасливо взглянув на храпящего, он говорит с ехидством:
     - У таких, как он, ни малейшего представления об образованности, уверяю тебя.
     До войны Юпп служил в Кельне письмоводителем у какого-то адвоката. И хоть он уже три года солдат, но все еще сохраняет тонкость чувств и почему-то стремится прослыть здесь, на фронте, образованным человеком. Что в сущности это значит, он, конечно, и сам не знает, но из всего слышанного им раньше у него крепко засело в голове слово "образованность", и он цепляется за него как утопающий за соломинку. Впрочем, здесь у каждого есть что-нибудь в этом роде: у одного - жена, у другого - торговлишка, у третьего - сапоги, у Валентина Лагера - водка, а у Тьядена - желание еще хоть раз в жизни наесться бобов с салом.
     Козоле же при слове "образованность" сразу выходит из себя. Оно каким-то образом ассоциируется у него с крахмальным воротничком, а этого уже достаточно. Даже теперь оно оказывает свое действие. Не прерывая храпа, он немногословно высказывается:
     - Козел вонючий, чернильная душа!
     Юпп философски, с сознанием собственного достоинства, покачивает головой. Некоторое время мы сидим молча, тесно прижавшись друг к другу, чтобы согреться. Ночь сырая и холодная, несутся тучи, и порой начинает накрапывать. Тогда мы вытаскиваем из-под себя плащ-палатки, которые служат нам обычно подстилкой, и укрываемся ими с головой.
     Горизонт светлеет от вспышек артиллерийского огня. Свет радует глаз, и кажется, там не так холодно, как здесь. Над орудийными зарницами взвиваются ракеты, рассыпаясь пестрыми и серебряными цветами. Огромная красная луна плывет в тумане над развалинами фермы.
     - Это правда, что нас отпустят по домам? - шепчет Юпп. - Как ты думаешь?
     Я пожимаю плечами:
     - Не знаю. Говорят...
     Юпп громко вздыхает:
     - Теплая комната, диван, а вечерком выходишь погулять... Просто и не верится, что такое бывает. Верно, а?
     - Когда я в последний раз был в отпуске, я примерял свой штатский костюм, - задумчиво говорю я. - Я из него здорово вырос. Придется все шить заново.
     Как чудно звучат здесь слова: штатский костюм, диван, вечер... Странные мысли приходят в голову... Точно черный кофе, который подчас слишком уж сильно отдает жестью и ржавчиной; ты пьешь его, и давишься, и тебя тут же рвет горячим.
     Юпп мечтательно ковыряет в носу:
     - Нет, ты подумай только: витрины... кафе... женщины...
     - Эх, парен

Эрих Мария Ремарк - Возвращение