1Эрих Мария Ремарк








I




     Женщина шла наискосок через мост прямо на Равика. Она шла быстро, но каким-то нетвердым шагом. Равик заметил ее лишь тогда, когда она оказалась почти рядом. Он увидел бледное лицо с высокими скулами и широко поставленными глазами. Это лицо оцепенело и походило на маску, в тусклом свете фонаря оно казалось безжизненным, а в глазах застыло выражение такой стеклянной пустоты, что Равик невольно насторожился.
     Женщина прошла так близко, что едва не задела его. Он протянул руку и схватил ее за локоть. Она пошатнулась и, вероятно, упала бы, если бы он ее не удержал.
     Равик крепко сжал руку женщины.
     - Куда вы? - спросил он, немного помедлив. Женщина смотрела на него в упор.
     - Пустите! - прошептала она.
     Равик ничего не ответил. Он по-прежнему крепко держал ее за руку.
     - Пустите меня! Что это? - Женщина едва шевелила губами.
     Равику казалось, что она даже не видит его. Она смотрела сквозь него, куда-то в пустоту ночи. Просто что-то помешало ей, и она повторяла одно и то же:
     - Пустите меня!
     Он сразу понял, что она не проститутка и не пьяна. Он слегка разжал пальцы. Она даже не заметила этого, хотя при желании могла бы легко вырваться.
     Равик немного подождал.
     - Куда же вы, в самом деле? Ночью, одна, в Париже? - спокойно спросил он еще раз и отпустил
     ее руку.
     Женщина молчала, но с места не сдвинулась. Раз остановившись, она, казалось, уже не могла идти дальше.
     Равик прислонился к парапету моста. Он ощутил под руками сырой и пористый камень.
     - Уж не туда ли? - Он указал вниз, где, беспокойно поблескивая в сероватой мгле, текла Сена, набегая на тени моста Альма.
     Женщина не ответила.
     - Слишком рано, - сказал Равик. - Слишком рано, да и слишком холодно. Ноябрь.
     Он достал пачку сигарет, затем нашарил в кармане спички. На картонке их оказалось всего две. Слегка наклонившись, он прикрыл ладонями пламя от легкого ветра с реки.
     - Дайте и мне сигарету, - бесцветным голосом произнесла женщина.
     Равик выпрямился и показал пачку.
     - Алжирские. Черный табак. Его курят солдаты Иностранного легиона. Пожалуй, для вас слишком крепок. Других нет.
     Женщина покачала головой и взяла сигарету. Равик поднес ей горящую спичку. Она сделала несколько глубоких затяжек. Равик бросил спичку через парапет. Словно маленькая падающая звезда, спичка пролетела сквозь тьму и погасла, достигнув воды.
     На мост медленно въехало такси. Шофер остановил машину, посмотрел на них, немного выждал и двинулся дальше, вверх по мокрой, поблескивающей в темноте авеню Георга Пятого.
     Внезапно Равик почувствовал, как сильно он устал. Весь день напролет он работал и, придя домой, не мог уснуть. Тогда он вышел на улицу - хотелось выпить. И теперь, в промозглой сырости глубокой ночи, он чувствовал неодолимую усталость.
     Равик посмотрел на женщину. Почему, собственно, он ее остановил? С ней что-то стряслось, это было ясно. Но ему-то какое дело? Мало ли он встречал женщин, с которыми что-то случалось, особенно ночью, особенно в Париже. Сейчас это ему было безразлично, он хотел лишь одного - спать.
     - Ступайте домой, - сказал Равик. - Что вам здесь делать в такое время? Еще, чего доброго, не оберетесь неприятностей.
     Он поднял воротник, намереваясь уйти. Женщина смотрела на него непонимающими глазами.
     - Домой? - повторила она.
     Равик пожал плечами.
     - Домой, к себе на квартиру, в отель - куда угодно. Неужели вам хочется попасть в полицию?
     - В отель! О Боже! - проговорила женщина. Равик остановился. Опять кому-то некуда идти, подумал он. Это следовало предвидеть. Всегда одно и то же. Ночью не знают, куда деваться, а утром исчезают прежде, чем успеешь проснуться. По утрам они почему-то знают, куда идти. Вечное дешевое отчаяние - отчаяние ночной темноты. Приходит с темнотой и исчезает вместе с нею. Он бросил окурок. Да разве он сам не сыт всем этим по горло?
     - Пойдемте куда-нибудь, выпьем рюмку водки, - сказал он.
     Так проще всего - расплатиться и уйти, а там пусть

Эрих Мария Ремарк - Триумфальная арка