1Дмитрий Юмин




ПЬЯНИЦЫ

С этой игры обычно начинается обучение ребенка игре в карты. Аллегорическое ее значение весьма прозрачно: карты символизируют деньги. Тот, кто в конце концов остается с колодой на руках, являет собой как бы трезвого капиталиста. Его противник, лишившийся всех карт, — образец того, кто в кутежах промотал все свое состояние. Если участвует много игроков, то берут полную колоду в 52 карты. Если играют только вдвоем, то достаточно и 36 карт. Сдатчик раздает поровну всю колоду. Игроки собирают их в руке — каждый своей миниатюрной колодой, не заботясь о мастях и рангах. Право первого хода принадлежит сдатчику. Он кладет на стол верхнюю карту своей колоды. Другие игроки поступают так же. Тот, чья карта окажется старшей, забирает себе всю взятку и кладет ее под низ своих карт. Следом ходит сосед сдатчика — он таким же образом кладет на стол свою верхнюю карту. Игра продолжается по образцу. Как только один из игроков "спустит все свое состояние", — он лишается всех карт. Игра заканчивается. Если встретятся две одинаковые по старшинству карты (два валета, две шестерки), игроки снова вынимают по карте и кладут их сверху спорных — и тогда уже старшая берет. Хозяин первой карты не должен доставать другой — за ним сохраняется право первой карты. Если спорные карты — тузы, то старшим считается тот, что вышел первым. Понятно, что в этой игре должна строго соблюдаться очередность, нельзя торопиться сбрасывать карты. За порядком обязан следить сдатчик.

ДУРАК

Дурак — широко распространенная и доступная каждому карточная игра. Ее правила весьма несложны. Благодаря такой простоте, а также существованию множества разнообразных вариантов дурака любят взрослые и дети. Появившись в России в XIX веке, игра стала пользоваться огромной популярностью практически во всех слоях русского общества. Правда, многие аристократы считали дурака нелепым занятием и пренебрегали им. Основой этой игры является простой дурак, или подкидной. От него пошло множество разновидностей. Среди них дурак переводной, заезжий, английский, армянский, московский, дамский, короткий, наваленный, немой, оборотный, польский, французский, чешский, китайский, с отказом, дурачки в две карты, дурачки внавалку. Все игры этого рода были изобретены в России. Они содержат большое количество вариантов расклада карт, что делает игру динамичной и азартной. А о том, что на протяжении долгого времени игра в дурака не только сохранилась среди народа, но и продолжает широко распространяться, говорят разнообразные карточные соревнования и турниры.

ДУРАК ПРОСТОЙ, ИЛИ ПОДКИДНОЙ

Для игры используется колода в 36 карт. Принимать участие в игре могут от двух до шести человек. Чаще всего игроки делятся на две команды. Если игроков четверо, играют двое на двое, если шестеро — трое на трое. Если партнеров трое или пятеро — каждый играет сам за себя. Первого сдающего карты определяют с помощью жеребьевки. Например, сначала сдает игрок, которому достался первый туз из колоды (первая дама, шестерка и т. п.). В следующей партии сдающим может стать проигравший участник или игрок проигравшей пары (тройки). Карты сдают по одной так, чтобы у каждого игрока на руках оказалось по шесть карт. Старшая карта — туз, младшая — шестерка. Следующий этап игры — определение козыря. Это делается таким образом: снимается верхняя карта с колоды, переворачивается и кладется лицевой стороной вверх на стол. На козыря (поперек) кладется оставшаяся часть колоды картинкой вниз. При максимальном количестве игроков (6 человек), козырем станет последняя карта, показанная всем присутствующим при раздаче. Ходы в дураке делаются по часовой стрелке. Обладатель младшего козыря начинает игру, делая ход под игрока, сидящего слева от него. Ходить следует как с одной, так и с двух и более карт одного номинала, например тремя семерками. Бьющий кроет старшими по достоинству картами, а если их нет — козырями. Если он побил все карты, это значит, что он отбился и получил право на следующий ход, а карты, оказавшиеся битыми, сносятся и больше в игре участия не принимают. Остальные игроки имеют право подкидывать свои карты под отбивающего, но они должны быть одного достоинства с картами заходящего или отбивающегося игрока. Сначала отбивающему должен подкидывать тот игрок, который сделал под него первый ход. Подкидывать нужно не более шести карт, а если у отбивающего менее шести карт, ему подкидывают столько, сколько у него есть на руках. Затем инициатива переходит к отбившемуся игроку, и он делает следующий ход. Но если он не смог отбиться, то должен взять все подкинутые под него карты. В таком случае право хода переходит к следующему игроку. В ходе партии игроки должны пополнять набор своих карт из колоды до шести: первым добирает карты из прикупа партнер, начавший игру, остальные же добирают по очереди (по часовой стрелке). Последним прикупает карты отбившийся. Последнюю, козырную карту из колоды берут согласно очередности. Выигрывает партию тот, у кого на руках не останется ни одной карты. В дураках же оказывается игрок, у которого в конце игры остается одна или несколько карт. Тот, кто проиграл, в наказание сдает карты до тех пор, пока не выиграет. В ситуации же, когда победителей нет, раздатчик карт определяется результатами жеребьевки. В том случае, когда игра идет пара на пару или трое на трое, партнеры и противники размещаются за игровым столом через одного. Под отбивающего игрока подкидывать могут только его противники. Когда в колоде не остается карт и один из игроков в паре завершил игру, его партнер продолжает играть. В следующей партии право первого хода получает игрок, сидящий слева от проигравшего (из-под дурака). Интересная деталь этой игры — если последний ход под отбивающего был сделан с двух шестерок, он считается дураком с погонами.

Дмитрий Юмин - Карточные игры.