1Юрий Леляков





    
    

293. ЛИЧНЫЙ СЧЁТ


    
    – Понимаете, ещё… Объявились – «вторые» Тубанов, Ареев и Высожарский! Там, в Киеве, в 1979 году! И – помнят себя ими! По тому тексту Захара…
    – Что?– Высожарский оторвался от газеты с подборкой писем, которую держал в руках…
    
    (И – писем-то каких! «Личный счёт» – тех, прежних времён!
    Той боли, той горечи…
    Но – никто не грозил, не клеймил целую эпоху, не требовал ломать то, что «нельзя реформировать», не сотрясался в гневе…)
    
    …Водитель вёл автомобиль по улице. Случайно дрогнула рука – у него, здорового в общем человека; он свернул не туда, сбил пешехода… Тот долго лежал в больнице… Но – в чём виноват сам водитель? И его сын – что вырос без отца, зато потом с 12 лет должен был привыкать к новому, незнакомому человеку в семье?…
    …Ещё семьи, и тоже: кто-то – что-то напутал по службе, не выполнил противоречивые распоряжения! Всего-то… (А даже и – пусть «по закону» виновен… В чём виноват – ребёнок, что рос без отца или матери?..)
    …Кого-то – просто не дождались из армии отец или мать: младший сын, большая разница в возрасте… Зачем он «служил» в мирное время? Что за «срок» отбывал, чем оправдано это?..
    …Опять же – и попавшие в детдом лишь потому, что за ними некому стало «присматривать»: «вообще», «по закону» так полагалось! И вместо ранней самостоятельности, теперь – поломанное детство…)
    …Да – и «семья-приют», где родители решили облагодетельствовать чужих детей, не подумав: а как же – родной сын, каково будет ему? (Высожарский прочёл буквально в ознобе… Точно – та ситуация! Разрисовывали учебники, рвали тетради – и школьные, и с записями для себя! А сам – должен «понимать» их, «бедных и несчастных», у которых, видите ли, нет семьи! Хотя ему же – родная семья стала чужой, и уйти некуда!..)
    …И – семьи, где болен кто-то из взрослых, но никто не думал: а каково – детям? Да, тот – тоже родной, тоже – кому-то дорог… А у них потом вся память детских лет – как тот орёт, швыряет вещи; или – постоянный вид и запах крови, мочи, кала, риск заразиться туберкулёзом! (И всюду лишь отвечают: «чего хотите, жилплощади вам достаточно»! Вытащили же когда-то таких из «низов»… Хотя и правда: что могли сделать сами «старшие члены семьи»?)
    …И – «доминантный самец», что за семейным обедом сидел во главе стола, и его боялись оскорбить не то что словом – движением, вздохом! Да, и получить удар ложкой по лбу (или ещё похуже)… И лишь теперь спрашивали: почему должны были зависеть от такого, уважать как «подателя всего», без которого чуть ли Солнце не взойдёт – потому что он «приносит домой зарплату», единственный источник доходов в семье; дело же покорной и забитой женской части семьи – обслуживать и обстирывать его, а детей – учиться? Попробуй «учись» тут… Так почему до недавних пор – детям некуда было и обратиться самим: любые жалобы объяснялись их фантазией, а то и… слабоумием? И в газетах писали – что без «строгости» не вырастет порядочный человек…
    …А – те же «особые проблемы»? Сколько натерпелись дети, которых (здоровых в этом смысле) водили по психиатрам, требуя «повлиять» на них? И лишь теперь – с пересмотром всего списка психиатрических диагнозов! – для них появилась надежда… Но сколькие уже разуверились во всём: пытались покончить с собой, сбегали из дома…
    
    «…Чем мы мешали – такие, как есть? Почему на нас – давили авторитетом какие-то «заслуженные», «передовики» – чтобы мы… какими стали? Почему это было – наравне с тунеядством, гомосексуализмом; почему – загонялось в какое-то подполье; почему – действительно в глубоком подполье предлагались сомнительные книги, неизвестно где изданные, без выходных данных, якобы по йоге, о том, как развивать «сверхспособности…» (Да, вот взгляд упал на то же письмо!) «…И многие, пытаясь следовать этим рекомендациям, действительно теряли здоровье, сходили с ума, даже кончали жизнь самоубийством! Вот – пусть теперь объяснят эти «передовики» и «ветераны»: над чем они так глумились, что позорили… Разве мы – такие, как есть – не хотели быть такими же достойными советскими людьми, как они? Но что делать, если нам не подходят эти «нормативы по физкультуре», которыми они так гордятся; или вызывает аллергию какая-то пища; или, напротив, организм требует употреблять в пищу что-то такое, что они таковым не считают? Ведь… и мел, глина – это же не наркотик! Над чем же тут смеяться?…»
    
    …И эта «левополушарная» учёба – когда загнано, перегружено словесное мышление!..
    Да, и не в силах вообразить, о чём речь, писали в тетрадях – синусы больше единицы, отрицательные диэлектрическую проницаемость и градусы Кельвина, комплексную скорость из-под знака корня – и получали за это двойки; а… образно оно, видите ли, «непредставимо»! Хотя оказалось, многие уже и пытались спрашивать на занятиях: каков физический смысл – тех же комплексных чисел в электротехнике; или – как они получаются в формуле Эйлера для синуса? А им в ответ: «считайте, и всё»! Вот тоже, на страницу «Правды» и прорвалось прямо: «…это что – математика или религия?…»

Юрий Леляков - Зелёная звезда