1Джон М. Портер





    Эта книга посвящается моей семье, благодаря которой я имею возможность всегда, каждый день и каждый миг ощущать красоту любого мгновения жизни.

Предисловие


    "Дао-Дэ цзин" ["Дао-Дэ цзин", или "Канон Пути и его Благой Силы".] является самым часто переводимым текстом в мире, если не считать Библии. Этой книге уже 2600 лет, и вместе с основными трактатами конфуцианства она представляет собой философский фундамент практически всей китайской культуры. "Дао-Дэ цзин" является основополагающим текстом даосизма. Основатели даосизма затрагивают в своих трудах практически все аспекты человеческой жизни, начиная с правил расстановки мебели в доме (фэнь шуй) и медицины (ци гун) до предсказания будущего (И Дзин). Столь широко известная и часто цитируемая книга является на удивление кратким текстом, состоящим из пяти с небольшим тысяч иероглифов, сгруппированных в 81 главку (чжан). Предполагаемый автор этого текста, древний мудрец Лао-цзы, родился - по разным сведениям - в 604 или в 571 году до нашей эры [Согласно современным научным данным, исторический Лао-цзы (собственное имя - Ли Эр) жил в VI в. до н. э. Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая, служил хранителем царской библиотеки и архивов в государстве Чжоу, где встречался с Конфуцием. Текст "Дао-Дэ цзин" был написан не ранее 300 г. до н. э. (300-250 гг. до н. э., т. е. в IV-III вв. до н. э.). Поэтому либо Лао-цзы жил не в VI в., а в IV-III вв. до н. э. и никогда не встречался с Конфуцием, который умер в 479 г., либо текст "Дао-Дэ цзина" был лишь приписан традицией Лао-цзы.]. Оказавшись в порочном, алчном, эгоистично настроенном обществе, потерявшем свой путь (вам это ничего не напоминает?), он решил удалиться от людей, для чего сел на вола и отправился в дальний путь. Он считал, что современное ему общество - и люди, и государство - утратило Дао, что и явилось причиной упадка цивилизации.
    Великий Дао-Путь понёс ущерб, и появились милосердие и справедливость, а мудрость видна лишь тогда, когда есть великая ложь.
    Шесть родственников не в мире, и появляются сыновняя почтительность и материнская любовь.
    Когда страна погружена в междоусобицы и смуты, то появляются и преданные подданные.
    

Отсеките совершенномудрие!
    Отбросьте мудрость!
    И тогда народ стократную мудрость обретёт.

    Глава 18
    


    По просьбе стражника [Начальник пограничной заставы Инь Си, который стал первым учеником Лао-цзы, получив известность под именем Гуань Инь-цзы - Мудрец Инь-с-Заставы.] на горном перевале Лао-цзы написал трактат "Дао-Дэ цзин". Закончив работу, он удалился в горы, и с тех пор его больше никто не видел. Учёные до сих спорят о том, был ли Лао-цзы единственным автором этой книги или же её текст представляет собой компиляцию на основе нескольких произведений устного народного творчества. Этот вопрос несомненно представляет интерес, впрочем, чисто теоретический. С практической же точки зрения он не имеет большого значения, так как последователи учения, изложенного в трактате, стали "даосами", а не "лао-цзистами".
    В последние десятилетия во всем мире наблюдается новый всплеск интереса к учению Дао. Причин тому множество. Человечеству всегда было присуще стремление к обретению духовной опоры. Если говорить откровенно, то в последнее время традиционные религии не выполняют в полной мере эту функцию. Желая заполнить образовавшуюся в нашем духовном мире пустоту, мы бросались и продолжаем бросаться в крайности: то обращаемся к христианству-пятидесятничеству [Пятидесятничество - одно из течений христианства, возникшее в начале XX в. в США. Особое внимание в пятидесятничестве уделяется "дару пророчествования" - "говорению на иных языках". - Прим. ред.], то уподобляем религии такие сферы человеческой деятельности, как наука и техника, то уповаем на современных философов, то на восточные религии и древние философские школы. В процессе этих поисков западная цивилизация вновь "открыла" для себя даосизм.
    В какой-то мере эти духовные поиски способствовали и огромному успеху фильмов, объединённых в киносериал "Звёздные войны". Создатель "Звёздных войн", режиссер Джордж Лукас писал в газете "USA Today": "Эти фильмы созданы на прочном мифологическом фундаменте. Архетипы, присутствующие в них, существуют уже много тысяч лет и по большей части относятся ещё к дохристианской эпохе". Это привело к тому, что люди стали смотреть "Звёздные войны", чтобы заполнить пустоту в своей духовной жизни. Более того, эти фильмы вдохновляют зрителей исследовать и опробовать на себе новые для них системы духовных ценностей, включая даосизм. Толчком же к написанию данной книги стал следующий вопрос: каким образом сериал "Звёздные войны" способствует пониманию даосизма как жизнеспособной системы духовных ценностей в современном мире?

Джон М. Портер - Дао "Звездных войн"